Инструменты для разборки и чистки Переформатирование жесткого диска Системы резервирования данных Гарантийные обязательства и сервисное обслуживание Программы для восстановления данных

Техническое обслуживание персонального компьютера

Если же вы собираетесь работать только с одним компьютером или сетевым файл-сервером, то вполне логично установить в нем встроенный накопитель. Но даже в такой ситуации у автономного варианта есть неоспоримые преимущества, заключающиеся хотя бы в том, что если вдруг понадобится зарезервировать данные на другом компьютере или файл-сервер выйдет из строя, то вам придется добывать где-то переносное устройство.

Рекомендации по выбору накопителя

Выпускается довольно много систем для резервного копирования, но я бы посоветовал вам пользоваться только теми из них, которые удовлетворяют следующим требованиям:

носитель — DC-2000, DC-600, DAT или 8-миллиметровая видеолента;

интерфейс — QIC-02, параллельный порт или SCSI.

Я предпочитаю пользоваться достаточно высокопроизводительными накопителями большой емкости (4 Г без учета аппаратной компрессии данных) на DAT. Их дополнительное преимущество заключается в том, что кассеты стоят очень дешево — около 15 долларов. Накопители на DAT почти всегда рассчитываются на интерфейс SCSI, а это означает, что в компьютере должен быть установлен основной адаптер SCSI. Это может быть как адаптер стандартного типа, установленный в слоте расширения или смонтированный на системной плате, так и более дешевое вспомогательное устройство наподобие тех, что выпускаются фирмой Trantor для параллельных портов. Адаптеры второго типа удобно использовать для подключения автономных накопителей ко многим системам.

Гарантийные обязательства и сервисное обслуживание

Одной из тенденций последнего времени является предоставление расширенных гарантий владельцам компьютеров. В условиях жесткой конкуренции среди фирм-производителей это один из достойных всяческого поощрения способов выбиться из общего ряда. Большинство компаний предоставляют годовые гарантии на свои системы, но некоторые увеличивают этот срок до двух лет и более.

Кроме увеличения срока гарантии, некоторые фирмы обеспечивают  выездное обслуживание компьютеров в течение гарантийного периода, причем надбавка к стоимости систем при предоставлении таких услуг оказывается минимальной. Даже IBM вынуждена была пойти на решительные меры в борьбе с конкурентами, и было решено вместо общепринятых годовых обязательств заключать контракты на выездное гарантийное обслуживание стоимостью всего в 40 долларов. Те же обязательства могут быть распространены и на мониторы и принтеры, причем плата за это оказывается почти символической.

Совет

IBM и другие компании в последнее время стали увеличивать сроки гарантии, а также организовывать услуги по выездному обслуживанию. Например, совершенно новое для IBM начинание заключается в том, что вам предлагается заменить обычную форму гарантийного ремонта систем PS/2 (когда вы сами носите компьютер в мастерскую) на обслуживание на месте. Обойдется это вам всего в 40 долларов за первый год эксплуатации системы. Элементарный подсчет показывает, что на одну поездку в мастерскую вы потратите сумму примерно того же порядка — с учетом израсходованного вашей машиной бензина и потраченного времени. Поэтому я с радостью отдам эту сумму — хотя бы только за удовольствие видеть в своем доме или офисе мастера-ремонтника.

Разнообразные договоры на обслуживание, заключаемые при продаже компьютеров, в большинстве случаев совершенно себя не оправдывают. Это всего лишь дополнительная наценка на товар, которая выгодна лишь продавцам и повышает их и без того приличные доходы. За большинство контрактов на ежегодное обслуживание приходится платить от 10 до 15 процентов от стоимости системы, т.е. например, от 500 долларов до 750 долларов в год при стоимости компьютера 5000 долларов. В большинстве торговых фирм продавцов специально обучают искусству навязывания подобного "сервиса". Ситуация здесь полностью аналогична той, что возникает при покупке автомобиля, и эти договоры в большинстве своем оказываются бесполезными, за исключением, конечно, отдельных случаев.

Высокая стоимость договоров на обслуживание сказывается на его качестве. Например, чтобы заставить вас поверить, что деньги за контракт заплачены не зря, мастер вполне может сделать вид, что неполадка и ремонт гораздо более сложны, чем это есть на самом деле. Он может заменить жесткий диск или всю системную плату в вашем компьютере, хотя вполне достаточно было бы провести низкоуровневое форматирование жесткого диска или просто поправить микросхему памяти в гнезде. "Дефектный" накопитель, скорее всего, унесут в мастерскую, переформатируют, а потом его установят в компьютер к кому-нибудь еще, у кого выявится очередной "дефектный" жесткий диск. Заменять большие блоки быстрее, и это создает у клиента впечатление, что заключенный им договор на обслуживание вполне оправдан с финансовой точки зрения — ведь вы получили "новую" большую деталь. Вряд ли бы на вас произвела впечатление элементарная операция: например, замена микросхемы памяти стоимостью 2 доллара, или 15-минутное переформатирование жесткого диска.

Интерфейс QIC-02 разработан специально для систем резервного копирования и является промышленным стандартом.

Встроенные автономные накопители Обычно вопрос о том, какого типа накопитель — встроенный или внешний — лучше, достаточно прост и его подробно не обсуждают.

После появления систем PS/2 IBM пересмотрела расценки на техническое обслуживание персональных компьютеров.

Программные и аппаратные средства диагностики Диагностическое программное обеспечение — как то, что прилагается к вашему компьютеру, так и то, что продается отдельно — оказывается просто жизненно необходимым в тех ситуациях, когда система начинает барахлить, или вы собираетесь ее расширять и добавлять новые узлы.

Самопроверка при включении (POST) Когда компания IBM в 1981 г. начала выпуск персональных компьютеров, в них были предусмотрены такие методы повышения надежности, которые никогда нигде ранее не использовались. Сообщения, выводимые процедурой POST на экран

В компьютерах XT, AT, PS/2 и в большинстве IBM-совместимых моделей при проведении процедуры POST на экране отображается процесс и результат проверки оперативной памяти системы. Коды процедуры POST, передаваемые в порты ввода/вывода

Малоизвестной особенностью процедуры POST является то, что в начале проведения каждой элементарной операции BIOS посылает соответствующие коды по заранее определенному адресу порта ввода/вывода.

POST Probe — это единственное устройство, которое может работать в любом компьютере.

Диагностика фирмы IBM В системах IBM обычно предусмотрены диагностические программы двух уровней.

Техническое обслуживание компьютера