Городская архитетура

Стиль ампир: региональные разновидности

Ампир (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).

венский ампир, венский классицизм

Стиль ампир (см. ампир в нашем  словаре и  библиотеке), сложившийся в архитектуре, живописи, скульптуре и т. д. во многих странах Западной Европы, а также в России, стал завершающей стадией эволюции  классицизма. С приходом стиля ампир искусство становится более масштабным, монументальным. Вместо изысканной тонкости стиля Людовика ХVI приходят излишняя помпезность и даже пафос. Избыточность  декоративных элементов ампирных зданий возможно сравнить с перенасыщенностью, свойственной барокко. 

Формальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королевствам, буржуазии и империям. На первом этапе классицизм был «королевским стилем», затем его более строгие  и лаконичные формы  служили идеям буржуазной революции. На завершающем этапе те же классицистические формы, но уже значительно переработанные в сторону большей парадности, внешней эффектности и величия, используются исключительно для прославления императора и его империи.

Само слово «ампир» произошло от французского слово empire – империя. Эта поздняя (или, по архитектурной терминологии, высокая) форма классицизма. Для истории архитектуры, как и других социальных явлений, свойственно доведение популярной идеи до верхней точки, после которой общество к этой идее охладевает. Так случилось с барокко, выродившееся в рококо, и та же тенденция видна в динамике развития классицизма, трансформировавшегося в ампир.

Основным двигателем создания этой версии классицизма стал Наполеон Бонапарт. Необходимость прославления собственной политической и военной мощи привела к появлению массы излишеств на привычном классическом каркасе зданий. Обилие  колонн,  пилястр,  рустовок, тяжёлых карнизов для членения  фасада; большое количество  барельефов на эпические военные темы;  фронтоны с надписями на латыни (призванные поставить Наполеона в один ряд с римскими императорами),  квадриги на декоративных  триумфальных арках; воспроизведение греческой и римской фасадной скульптуры (грифоны, атланты, львы…) – это лишь некоторое описание фасада в стиле ампир. Интерьер характеризовали симметричные узоры, золочение и роспись в трёх цветах французского флага (синий, белый, красный). Как для интерьера, так и для фасада свойственна театральность.

http://www.regent-decor.ru/netcat_files/userfiles/7/rusampir.jpg

В России ампир существенно отличался от европейского. Для Русского ампира характерно сочетание торжественной, праздничной приподнятости образов, геометрической правильности форм, сдержанного великолепия лепного декора.

Русский ампир, отразивший национальный подъем  времени Отечественной войны 1812 года, был проникнут идеями патриотизма и воинской славы. 

Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов.  

Одним из основных образцов русского ампира является  кафедральный Исаакиевский собор,заказанный Александром I начинающему французскому архитектору Огюсту Монферану и построенный в 1819-1858 гг.по его проекту. Необходимо отметить, что в России ампир имеет два варианта – так называемые перербургский и московский ампир. Московские архитекторы меньше, чем петербургские столичные, отступали от классических традиций. 

К середине ХIХ века необходимость прославления военной мощи стала менее актуальной. Ампир, ставший официальным казенным стилем, уступил место эклектическому подражанию стилям прошлого. 

венский ампир, венский классицизм

Однако, в Австрии и Германии ампир получил новое развитие именно в середине 19го века. Австрийский и немецкий ампир представляет собой все тот же предыдущий стиль классицизма, но с большим тяготением к античной стилистике. 

Последний отголосок стиля ампир – это, конечно же,  сталинская архитектура 30х – 50х гг XX века. О ней мы уже писали в одной из недавних статей. Эта удивительная поздняя форма ампира характеризуется воспроизведением имперской мощи зданий при использовании принципиально иных изобразительных сюжетов: на замену древнегреческий и римской сиволике пришли композиции социлистического реализма.

Ланшафт, архитектура