История архитектуры

Ланшафт
Озеленение населенных мест
Роль ландшафтных компонентов в проектировании японского пейзажного сада
Понятие альпийской горки
Эстетическое значение ландшафтного дизайна
Устройство альпийской горки
Уход за альпийской горкой
Использование альпийской горки на пришкольной территории.
Черно-белая ванная комната
Игра цветов в ванной комнате
Изготовление абажура в стиле «хенд мейд»
История архитектуры
Оcновные принципы архитектуры
Основы архитектурной композиции
Конструкции и декоративные элементы зданий
Деревянные здания
Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта
Архитектура Древней Греции
Архитектура. Древнего Рима
Раннехристианская и византийская архитектура
Романская и готическая архитектура
Древнерусская архитектура
Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура западноевропейского барокко
Архитектура западноевропейского классицизма
Архитектура русского барокко
Архитектура русского классицизма
Эклектизм и модерн в архитектуре Запада
Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России
Архитектура Запада ХХ – XXI века
Мемориальный комплекс в Хиросиме
Отечественная архитектура ХХ – XXI века
Алимпийские объекты в Москве
Архитектурный облик города
Архитектура и стиль
Классификация стилей
Стиль ампир
Сталинская архитектура
Архитектурный стиль: романский
Архитектурный стиль: готика
Архитектурный стиль: Возрождение
Позднее Возрождение
Архитекторы наполеоновской Франции
Фасад и интерьер в стиле модерн

Стиль ампир в архитектуре

Архитектурные стили "фахверк" и "шале"
Архитектурный стиль русской усадьбы

В 1976 г. началось строительство олимпийских объектов к XXII Олимпиаде в Москве. Некоторые из построенных олимпийских объектов являются уникальными по своим архитектурным и инженерно-техническим решениям, технологическому оборудованию. Таковы крытый спортивный стадион и бассейн "Олимпийский" на Проспекте Мира (М.Посохин и др.), крытый велотрек в Крылатском (Н.Воронина и др.). Вся композиция комплекса на проспекте Мира строится на контрастном сочетании объемов двух зданий – стадиона и бассейна. Подчеркнуто строгим вертикалям пилонов и солнцезащитных ребер овального объема стадиона противопоставлен пластический объем бассейна, образованный двумя наклонными арками и стеклом витража под ними. В Ленинграде полностью реконструирован второй по своим размерам стадион имени С.М.Кирова. Представляет большой интерес сооружения Таллинна, созданные для проведения олимпийской регаты. Крупным жилым и спортивным комплексом явилась Олимпийская деревня (Е. Стамо), сооруженная для временного пребывания участников Олимпийских игр и заселенная впоследствии постоянными жителями. Комплекс включает жилую группу из 16-18-этажных домов с подсобными помещениями в первых этажах и обслуживающие учреждения, зону объектов культурно-бытового, коммунального и медицинского обслуживания, зону спортивных сооружений.

В 70-80-е годы совершается процесс самоопределения архитектуры, возрождается ее роль в формировании национальной культуры. В связи с этим в архитектуре поиски решений идут по двум направлениям. Одна линия основана на возможностях современной рационалистической архитектуры и строительной техники, на текстуре, фактуре материалов, цвете. Вторая линия (контекстуализм) основана на взаимодействии новой архитектуры со сложившейся застройкой, которая рассматривается в качестве национального культурного наследия. Учитывается существующий жилищный фонд, не допускается его необоснованный снос. Современный подход отразился в ряде новых объектов. Такова архитектура Дома Советов РСФСР в Москве, Морского вокзала в Ленинграде, явно напоминающая образ корабля, крупномасштабная пластика аэропорта в Ереване, тонкая гармония старого и нового в Вильнюсском драматическом театре, строгий классицистический облик административного здания в Ярославле. Выявление региональных черт и национальных особенностей архитектуры – еще одна характерная тенденция архитектуры 80-х годов. Такие объекты появились практически во всех республиках. Были построены вновь или обновились центральные зоны городов Алма-Аты, Тбилиси, Фрунзе, Ашхабада, Самарканда, Бухары, Казани, ряда исторических русских городов.

В архитектуре общественных зданий конца 80-начала 90-х также заметна тенденция активного включения старой городской застройки в архитектуру современных зданий как переход от рационализма к поискам индивидуального в образе города, к совершенствованию типов зданий. Новый комплекс газеты «Известия» на Пушкинской площади (1968-1985, Ю.Шевердяев и др.), объединив старую и новую застройку, решил проблему формирования одной из важнейших площадей центра Москвы. В выразительном контрасте со средой старой Москвы было выстроено динамичное по формам здание Драматического театра на Таганке (1974-1983, А.Анисимов и др.). Самостоятельный важный раздел архитектуры составляют мемориальные комплексы, увековечившие подвиги народа в войне и труде. Здесь архитектура сливается с пластическими искусствами и достигает высокого эмоционального звучания. Например, в мемориалах Волгограда и Бреста, Саласпилса и Хатыни, Киеве и Новороссийске.

В последнее десятилетие ХХ века в архитектуре по-прежнему были актуальны проблемы, связанные с массовым строительством. Важной социальной задачей являлось создание благоприятных условий жизни и работы для всех членов общества. Необходимо было улучшить художественный облик новых жилых районов и городов-новостроек, резко увеличить объемы индустриального монолитного домостроения.

Подход к строительству жилых зданий за последние пять-десять лет изменился очень сильно, если не сказать — кардинально. В конце 90-х, когда сегмент качественного жилья только зарождался, никто толком не представлял, каким оно должно быть, что в нем обязательно, а что лишнее и, стало быть, окажется не востребованным. Сегодня эти критерии более или менее сформировались. Значительно вырос спрос на жилье, принципиально отличающееся от типового, — с точки зрения и архитектуры, и организации всего пространства. Появились новые категории домов — "бизнес-класс" и "элитный". Значительно вырос и уровень жилья эконом-класса. Активное развитие получила комплексная застройка, позволяющая говорить о единстве стилевых решений зданий.

При проектировании объекта учитываются не только максимальный комфорт и удобство жилых и нежилых помещений, но и технические инновации — дома становятся более прочными, каркасы проходят проверочные работы на прогрессирующие обрушения. Изменился подход и к архитектурному облику жилых зданий. В современных новостройках появляются не встречавшиеся ранее элементы, такие, как пентхаусы, эксплуатируемые кровли, террасы и пр. В остеклении за 10 лет также произошла настоящая революция благодаря развитию индустрии производства оконных профилей и светопрозрачных конструкций. Стало возможно панорамное, угловое и разноформатное остекление, разработаны новые технологии производства стеклопакета. Вслед за пластиковыми появились деревянные, которые по всем своим характеристикам (герметичность, качество соединений) им соответствуют, но при этом более экологичны и эстетичны. Выпускаются стеклопакеты разных уровней шумопоглощения и теплоизолирующих свойств. Еще одно активно развивающееся направление — сплошное остекление фасадов. Например, клубный дом "Панорама", благодаря инновационной архитектуре, стал объектом экскурсий, проводимых в Москве. Фасад выполнен из тонированного стекла и эмалита (стекла с зеркальным эффектом), что выделяет здание на общем сером фоне, преобладающем в столице.

Достаточно серьезные изменения претерпели и объемно-планировочные решения квартир. До этого практически все новостройки были типовыми. Сейчас возводятся дома по индивидуальным проектам, появилась возможность организации жилого пространства так, как хочется ее обитателям. Из современных планировочных решений можно отметить: более высокие потолки, дополнительную глубину под подогреваемые полы, организацию двух выходов из квартиры и нескольких санузлов (в идеале их количество должно соответствовать числу спален). Появились новые функциональные помещения — домашний кинотеатр, комната для прислуги, библиотека. Произошло четкое разделение квартиры на "гостевую" (гостиная, столовая, холлы) и "хозяйскую" (спальни, детские и кабинет) зоны. При выборе своего будущего жилья люди обращают внимание на пропорции помещений: предпочтения отдаются широким, квадратным комнатам. Что касается отделки квартиры, то большинство объектов сейчас сдаются без нее. По новым правилам элитное жилье и жилье бизнес-класса в Москве должно быть обязательно обеспечено подземным паркингом. Таким образом, в домах, спроектированных грамотно, проблема забитости дворов автотранспортом будет снята.

Важнейшим фактором развития и глубинного обновления архитектуры конца ХХ века стали изменения имущественных отношений, утверждение частной и корпоративной собственности на земельные участки и на недвижимость и соответственно появление нового, негосударственного заказчика на проектно-строительную продукцию. Как показывает мировой, а теперь уже и отечественный опыт, частный заказчик нередко имеет специфические понятия об архитектурном проекте, требуя от него не столько действительной оригинальности, сколько броскости, обязательной непохожести. Уже одно это обстоятельство обуславливает многообразие архитектурных решений и, в конечном счете, обогащение архитектуры. Соответственно изменилась типология, отражающая новую социально-экономическую ориентацию зодчества. Среди наиболее характерных для данного этапа российской архитектуры оказались здания банков и офисов (крупных корпораций или рассчитанные на аренду разными мелкими фирмами, агентствами, учреждениями); индивидуальные загородные жилые дома, особняки, виллы, дачи, коттеджные поселки; разнообразные торговые предприятия и комплексы. Существенные изменения произошли в технологии проектирования, что связано, прежде всего, с широким внедрением компьютерных методов. Эти изменения расширили компоновочные возможности архитекторов. В информации проектировщиков, наряду с использованием Интернета, все большую роль играет реклама.

В новой архитектуре России сосуществуют и противоборствуют две тенденции: новационно-техническая, связанная с глобализацией, и историческая, ориентированная на традиционную, главным образом местную, самобытность. Модернистские черты проявляются ярче и чаще всего при возведении банков, офисов, торговых и спортивных зданий. Традиционалистские устремления характерны больше для жилищного строительства, особенно загородных частных жилых домов, а также для культовых зданий.

В центре Москвы и в других городах с конца 1980-х годов вместо массового уничтожения старинных зданий развернулось воссоздание разрушенных памятников, среди которых особое место в уплотнении, структуризации и символизации среды занял возрожденный храм Христа Спасителя. Для российского общества это была не просто реставрационная операция, но акт покаяния за разрушение и осквернение в прошедший период множества культовых зданий и комплексов (церквей, монастырей, мечетей, медресе, синагог). В центре Казани вертикальной, объемной и образной доминантой стала новая грандиозная мечеть.

Характерной для российской архитектуры 1990-2000-х годов стала ситуация, когда одни и те же архитекторы, включая ведущих, проектируют одновременно объекты в духе ультрамодерна и в духе исторических стилизаций. Более того, в ряде новых интересных зданий совмещаются черты современности и архаизации. Так, в одной из крупнейших гостиниц Москвы «Арарат» классические и стилизованные под национальную традицию детали и композиционные приемы на фасаде и в интерьерах совмещаются с хай-тековским навесом над входом, ультрасовременным атриумом и отделкой большинства общественных помещений. В российской архитектуре 1990-х годов, в отличие от зарубежной, особое внимание архитекторов, заказчиков и общественности привлекли стилизации под стиль модерн. В то же время в реминисценциях на темы модерна часто заметны отсутствие понимания его утонченности, прихотливости, встречается укрупненность и грубость деталей, особенно бросающиеся в глаза, когда стилизованные здания оказываются в непосредственной близости от признанных памятников модерна. Архитектура России 1990-х - начала 2000-х годов, при всем ее бросающемся в глаза следовании традиции, в действительности полистилична и сочетает в себе современные мотивы с деталями допетровской русской архитектуры, московского классицизма, ар-деко и даже сталинского классицизма. Однако в начале XXI века в ней снова активизируются тенденции, которые близки к новейшей техницистки ориентированной архитектуре США и Западной Европы. Смелостью и выразительностью открытых конструкций отмечен целый ряд новых спортивных сооружений, деловых и торговых зданий, мостов, учебных заведений. Появляются вариации на темы деконструктивизма. Наиболее распространены различные варианты "позднесовременной архитектуры", нередко украшаемые живописными, обогащающими силуэт завершениями: сводчатыми, шатровыми, ажурными.

Важнейшим и обнадеживающим фактором развития и обогащения архитектуры России стала активная деятельность целого ряда региональных архитектурных школ, что, в частности, показал XI Международный фестиваль "Зодчество-2002". Стали уже привычными достижения архитекторов Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани, Ростова-на-Дону, не говоря уже о Санкт-Петербурге. В последнее время к ним прибавились удостоенные престижных премий интересные работы творческих мастерских и отдельных архитекторов из Сочи, Иркутска, Твери, Якутска, Ярославля, Уфы, Махачкалы и многих других городов. Нельзя не видеть, что архитектура 1990-х - начала 2000-х годов - новый и весьма специфичный этап в развитии российской архитектуры, возможно, сопоставимый по ряду художественно-исторических и деятельностных параметров с архитектурой первых 15-ти лет существования советской страны.

Ланшафт, архитектура