История архитектуры

Ланшафт
Озеленение населенных мест
Роль ландшафтных компонентов в проектировании японского пейзажного сада
Понятие альпийской горки
Эстетическое значение ландшафтного дизайна
Устройство альпийской горки
Уход за альпийской горкой
Использование альпийской горки на пришкольной территории.
Черно-белая ванная комната
Игра цветов в ванной комнате
Изготовление абажура в стиле «хенд мейд»
История архитектуры
Оcновные принципы архитектуры
Основы архитектурной композиции
Конструкции и декоративные элементы зданий
Деревянные здания
Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта
Архитектура Древней Греции
Архитектура. Древнего Рима
Раннехристианская и византийская архитектура
Романская и готическая архитектура
Древнерусская архитектура
Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура западноевропейского барокко
Архитектура западноевропейского классицизма
Архитектура русского барокко
Архитектура русского классицизма
Эклектизм и модерн в архитектуре Запада
Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России
Архитектура Запада ХХ – XXI века
Мемориальный комплекс в Хиросиме
Отечественная архитектура ХХ – XXI века
Алимпийские объекты в Москве
Архитектурный облик города
Архитектура и стиль
Классификация стилей
Стиль ампир
Сталинская архитектура
Архитектурный стиль: романский
Архитектурный стиль: готика
Архитектурный стиль: Возрождение
Позднее Возрождение
Архитекторы наполеоновской Франции
Фасад и интерьер в стиле модерн

Стиль ампир в архитектуре

Архитектурные стили "фахверк" и "шале"
Архитектурный стиль русской усадьбы

Отечественная архитектура ХХ – XXI века

 Послереволюционные годы, несмотря на трудный период гражданской войны, разруху во всех областях хозяйства, были насыщены творческой атмосферой, в которой велись активные поиски новых выразительных средств архитектуры. Эти поиски и борьба новых направлений шли преимущественно теоретически в виде деклараций и проектных материалов. Тем не менее «бумажная архитектура» 1917-1925 годов сформулировала ряд положений, которые нашли практическое воплощение в будущей практике градостроительства и архитектуры. Период архитектуры первых лет Советской власти называют романтическим символизмом, т.к. подобно агитационному искусству плаката архитектура была включена в острую борьбу за утверждение новой идеологии. С одной стороны, архитекторы (прежде всего старшего поколения: И.Фомин, В.Щуко, Л.Руднев и др.) использовали мотивы классицизма, но преувеличенных масштабов, что должно было отразить мощь духа революционных масс. С другой стороны, в творчестве молодых архитекторов (Н.Ладовского, Я.Чернихова, И.Голосова) наблюдалось активное желание порвать с традициями прошлого, они пытались выразить современность символикой простейших геометрических форм, динамичным сдвигом плоскостей и объемов. Некоторые архитекторы выдвигали на первый план индустриальные мотивы, романтически истолковывая эти формы как символы, связанные с пролетариатом и промышленным трудом. Индустриальные мотивы характеризуют проект памятника III Интернационалу, созданный В.Татлиным в 1919 году. Спиралевидная форма, динамизм наклона и стремительного нарастания ярусов выражали концепцию памятника, который олицетворял идею мировой революции. Внутри спиралевидного каркаса три стеклянных объема (кубический, пирамидальный и цилиндрический), которые вращались с разной скоростью. При всей фантастичности облика – это вполне рационалистическая конструкция вантового типа.

 На рубеже 1920-х годов начинает активизироваться строительство, начинают возводится электростанции (Волховская, Шатурская ГЭС), промышленные предприятия, жилые комплексы. В 1920 году были созданы Московский институт художественной культуры (ИНХУК) и Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, с 1927 по 1930 г. – ВХУТЕИН), которые сыграли важную роль в становлении советской архитектуры. В 1920-1925 годы сформировались основные течения первого этапа развития советской архитектуры – рационалистов и конструктивистов. Первые объединились в 1923 г. в организацию АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н.Ладовский, В.Кринский, К.Мельников и другие, выдвигавшие на первый план эстетические задачи архитектуры, они стремились к активной выразительности архитектурной формы за счет ее рациональной организации на основе законов психофизиологии человеческого восприятия.. В 1925 г. образовалось ОСА (Объединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М.Гинзбург, И.Николаев и другие, называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем "функционального метода" на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Конструктивисты стремились средствами архитектуры утвердить новые формы труда и быта и рассматривали архитектурные объекты как «социальные конденсаторы эпохи» (М.Гинзбург). Однако при всей сложности отношений между рационалистами и конструктивистами нельзя абстрактно противопоставлять эти новаторские течения друг другу, они представляли единый фронт новой советской архитектуры.

 Ядро АСНОВА составили сплотившиеся вокруг Н.Ладовского профессора ВХУТЕМАСа (Н.Докучаев, В.Кринский, А.Рухлядев) и молодые архитекторы (В.Балихин, А.Ефимов), они были связаны с преподаванием и потому, за исключением К.Мельникова, относительно мало проявляли себя в проектной практике, но оказали существенное влияние на подготовку будущих архитектурных кадров.

К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания принципиально новых типов – дома коммуны, построенные по принципу объединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции: студенческий дом-коммуна (1929–1930. И.Николаев), дом-коммуна на ул.Чайковского в Москве (1928–1930, М.Гинзбург и др.) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строительных работ отставало от новых архитектурных идей. Кроме школ, детских учреждений, фабрик-кухонь, больниц и универмагов строились новые типы общественных зданий – рабочие клубы: в Москве – Дворец культуры Пролетарского района (1931–1937, братья Веснины), в котором функционализм в объемно-планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки; Клуб им. Русакова (1927–1929, К.Мельников), в котором символические формы порывают с традиционными архитектурными формами. Особое место в советской и мировой архитектуре этого периода занимает Мавзолей В.И.Ленина (1929–1930, А.Щусев). Построенный как памятник создателю Советского государства, Мавзолей стал архитектурно-композиционным центром ансамбля Красной площади, благодаря доминирующему положению и выразительному образу.

 К 1925 году относится первый – и сразу же триумфальный – выход на международную арену. Советский павильон на Международной выставке в Париже, который был построен по проекту К.Мельникова, получил первую премию. На фоне эклектичной архитектуры павильонов других стран наш павильон – легкий, изящный, с большими плоскостями стекла и смелым использованием цвета – производил впечатление современной и очень элегантной постройки, представительный масштаб которой достигался простотой геометрических форм, общим лаконизмом решения.

 С середины 20-х годов активизируются процессы в области градостроительства и массового жилья. Малоэтажное по характеру строительство сменяется более целесообразной трех-пятиэтажной жилой застройкой. Формируется тип городского жилого комплекса, крупного квартала, органично объединяющего жилые дома и развитую систему обслуживающих зданий и учреждений. В эти же годы началась регулярная работа над типовыми жилыми секциями, применение которых повышало эффективность жилищного строительства. Было предложено выпускать готовые элементы таких секций на заводах и монтировать из них на стройплощадке здание в минимальные сроки. В 1927 году в Москве был сооружен первый жилой дом из мелких шлакоблоков по проекту Г.Красина и А.Лолейта. В начале 30-х годов в Харькове уже сооружаются дома из крупных блоков. Хотя использование секционной структуры дома давала весьма скромные композиционные возможности, многие архитекторы пластически обогащали жилые дома, расчленяя их объемы посредством выступов и отступов, оттеняющих игру объемов и плоскостей, прямоугольных и скругленных форм, а также сочетая обнаженную кирпичную кладку с оштукатуренными участками стены. Многие жилые здания отличают хорошие пропорции, соразмерность и прорисовка всех их частей и элементов.

 С начала 20-х до середины 30-х годов постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры. Если в начале простота архитектурных форм диктовалась демократическими идеалами, то к середине 30-х годов потребовалось уже отразить идеи социализма. В апреле 1932 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которое привело к созданию единых творческих союзов, все архитектурные группировки объединились в Союз советских архитекторов. Таким образом, 1932 г. стал рубежным в развитии направленности нашей архитектуры. Улучшение хозяйственно-экономического положения страны в 1930-х гг. совпало с началом формирования культа личности Сталина, что требовало создания архитектуры, которая своими необычайно торжественными, величественными и пышно украшенными формами могла бы прославить его деятельность. Наметился переход от лаконичных, несколько суровых форм советской архитектуры 20-х гг. к архитектуре, опирающейся на образцы Ренессанса, русского классицизма, других национальных стилей. В декоративном убранстве стали применяться мрамор, гранит, ценные породы дерева, другие дорогостоящие материалы. Архитекторы обратились к классическому наследию как арсеналу композиционных принципов, приемов и форм. Жилые территории формировались в виде укрупненных кварталов, объединенных в планировочные районы и включающие комбинаты бытового обслуживания. Началось строительство метрополитена, первая очередь которого вступила в действие в 1935 г. Советская архитектура предвоенного времени характеризуется монументализацией архитектурного образа, парадной представительностью. Большую роль в выработке стиля этого периода сыграл объявленный в начале 30-х годов конкурс на разработку Дворца Советов в Москве. В 1939 г. началось строительство Дворца Советов (Б.Иофан, В.Щуко, В.Гельфрейх). Эта монументальная композиция 300-метровой высоты должна была быть увенчана 100-метровой статуей В.И.Ленина. Строительство было прервано войной, но проект оказал влияние на развитие архитектуры 50-х годов.

 Под влиянием тенденции к монументализации архитектуры в 1930-е годы были созданы многие ведущие сооружения наших городов. Например, Академия им.М.Фрунзе в Москве (1937, Л.Руднев, В.Мунц). Лаконичными средствами авторы создали выразительный, монументальный и в то же время романтически приподнятый художественный образ, олицетворяющий мощь и несокрушимость Красной Армии. Ответственную градостроительную роль в структуре центра Москвы сыграл комплекс Государственной библиотеки имени В.И.Ленина (1928-1941, В.Щуко, В.Гельфрейх). В здании сочетаются отзвуки конструктивизма и классических мотивов. Ярким символом бурно развивающейся Страны Советов стали павильоны СССР на международных выставках в Париже (1937, Б.Иофан) и Нью-Йорке (1939, Б.Иофан, К.Алабян). Их отличает масштабность форм, в парижском павильоне динамичная композиция завершалась скульптурной группой «Рабочий и колхозница» В.Мухиной.

В период Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий. В то же время выросли города Крайнего Севера (Норильск, Воркута), началось строительство на востоке и юго-востоке страны (Сумгаит, Рустави близ Тбилиси, Ангарск в Сибири). Восстановление, строительство и реконструкция городов после войны потребовали научного обоснования огромного объема проектно-планировочных работ, разработки схем и проектов районной планировки. Формирование нового архитектурного облика городов и сел в послевоенный период шло в короткие сроки: уже в первой половине 50-х годов разрушенные города и села в основном были восстановлены.

В 1947 г. было принято решение о строительстве в Москве высотных зданий как символа победы в Великой Отечественной войне. Первые высотные здания, построенные в 1949-1957 гг., оформили ансамбли важнейших площадей города и своими островерхими завершениями перекликались с силуэтом Кремлевских башен. Среди этих сооружений здание Московского университета на Ленинских горах (Л.Руднев, С.Чернышев, П.Амбросимов, А.Хряков), здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади (В.Гельфрейх, М.Минкус) и другие. Московский университет представлял собой единый ансамбль, в состав которого входили, помимо многочисленных зданий, парковые партеры, ботанический сад и агро-селекционные участки. Главное здание, высотой 235 метров, является композиционным центром нового обширного района Юго-Запада столицы. В это же время были построены в Москве жилые дома по проектам И. Жолтовского на Смоленской площади и Большой Калужской улице, решенные на основе разработки тем классики. В послевоенной архитектуре украшательства и "излишества" достигли особого расцвета, в том числе это проявилось в обработке высотных зданий. Вскоре после смерти Сталина, в 1954 г. на Всесоюзном совещании строителей это направление было осуждено, и положено начало строительству зданий, лишенных всякого декора. Строительство в основном однотипных жилых и общественных зданий с применением крупноблочных и панельных железобетонных конструкций было обусловлено остротой жилищной проблемы в стране, и в том числе в Москве. В 1950-1980 гг. массовое панельное строительство, в основном на окраинах города, позволило в значительной степени решить проблему жилья для москвичей, но превратило большинство этих районов в совокупность безликих одинаковых коробок. В эти годы, однако, создается ряд интересных по архитектуре общественных зданий по индивидуальным проектам.

Характерные черты архитектуры и строительства в Москве 70-х годов – крупный экспериментальный жилой район в Чертаново-Северном. Жилые дома, общественные здания и инженерные сооружения стали возводить на основе "Единого каталога унифицированных железобетонных изделий и конструкций". С 60-х годов все большее число зданий стали строить по индивидуальным проектам. Наряду с решением функциональных и технико- экономических задач ставилась цель создавать художественно-выразительные композиции: Кремлевский Дворец Съездов (1959–1961, М.Посохин и др.), Дворец пионеров на Ленинских горах (1958–1962, И.Покровский и др.). Лаконизм форм при функционально и эстетически обоснованных объемно-планировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (1962–1968, М.Посохин и др.). Проспект ограничен с двух сторон высотными жилыми домами-пластинами, объединенными по первому ярусу двухэтажными корпусами с универмагами и ресторанами. Ансамбль проспекта завершается расположенным на противоположном берегу Москвы-реки зданием СЭВ (1967, М.Посохин, А.Мндоянц и другие). Силуэт города в 1967 г. обогатился зданием телевизионной башни (конструкторы Н.Никитин, Л.Баталов) при Телевизионном центре.

Четкой композицией и высоким качеством исполнения отличаются и многие другие новые сооружения: аэропорты, гостиницы, театры, концертные залы, спортивные комплексы, пионерские лагери, станции метрополитенов. При всем различии в функциональном отношении и композиционных решениях, их объединяют лаконизм форм, смелость конструктивных приемов, легкость и оригинальность архитектуры. И внешний, и внутренний облик этих зданий характеризуются своеобразием пропорций, применением больших плоскостей зеркального стекла, гладких поверхностях стен, немногими, но хорошо отработанными, современными по рисунку деталями. В интерьерах зданий широко применены облицовочные материалы различного цвета и фактуры.

В 1971 г. был утвержден Генеральный план развития Москвы, рассчитанный на 25-30 лет, разработан проект детальной планировки центра Москвы. Транспортные и пешеходные потоки начали располагать в разных уровнях, чтобы избежать их пересечения. Появились новые линии метрополитена, продолжающие и развивающие структуру города, новые транспортные магистрали. В условиях роста населения в других городах страны также формируются сложные транспортные системы, появляется новый масштаб градостроительных форм и районов застройки, создаются многофункциональные системы и центры городской активности. Советская архитектура развивается в лаконичных формах при функциональном и эстетически обоснованном объемно-планировочном решении архитектурных ансамблей и отдельных сооружений. При формировании архитектурно-художественного образа зданий используют различные виды монументально-декоративного искусства: настенную роспись, мозаичное панно, скульптуру (новое здание МХАТа им.А.М.Горького, 1972, В.Кубасов и др.). Основу архитектуры городов формирует жилищное и культурно-бытовое строительство. Генеральный курс на типизацию в массовом строительстве и развитие индустриального домостроения позволили намного быстрее решить проблему обеспечения населения благоустроенным жильем.

Ланшафт, архитектура