История архитектуры

Ланшафт
Озеленение населенных мест
Роль ландшафтных компонентов в проектировании японского пейзажного сада
Понятие альпийской горки
Эстетическое значение ландшафтного дизайна
Устройство альпийской горки
Уход за альпийской горкой
Использование альпийской горки на пришкольной территории.
Черно-белая ванная комната
Игра цветов в ванной комнате
Изготовление абажура в стиле «хенд мейд»
История архитектуры
Оcновные принципы архитектуры
Основы архитектурной композиции
Конструкции и декоративные элементы зданий
Деревянные здания
Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта
Архитектура Древней Греции
Архитектура. Древнего Рима
Раннехристианская и византийская архитектура
Романская и готическая архитектура
Древнерусская архитектура
Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура западноевропейского барокко
Архитектура западноевропейского классицизма
Архитектура русского барокко
Архитектура русского классицизма
Эклектизм и модерн в архитектуре Запада
Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России
Архитектура Запада ХХ – XXI века
Мемориальный комплекс в Хиросиме
Отечественная архитектура ХХ – XXI века
Алимпийские объекты в Москве
Архитектурный облик города
Архитектура и стиль
Классификация стилей
Стиль ампир
Сталинская архитектура
Архитектурный стиль: романский
Архитектурный стиль: готика
Архитектурный стиль: Возрождение
Позднее Возрождение
Архитекторы наполеоновской Франции
Фасад и интерьер в стиле модерн

Стиль ампир в архитектуре

Архитектурные стили "фахверк" и "шале"
Архитектурный стиль русской усадьбы

Мемориальный комплекс в Хиросиме (1956) состоит из здания музея, библиотеки и общественного центра. Центром композиции является необычной формы приземистая массивная арка, напоминающая перекрытие древнего японского дома. Среди построек К.Танги можно отметить здание ратуши в Курашике (1960), спортивный комплекс в Токио (1964), в последнем он использовал вантовые конструкции, само здание обладает скульптурной пластичностью. Дворец международных конференций в Киото (1963-1966, С.Отани) представляет сложную композицию из наклонных поверхностей объемов, придающих «слоистость» зданию. Зал фестивалей в Токио (1958-1961, К.Маекава) также демонстрирует сочетание восточной и западной культур: принципы функционализма соединяются с метафорами национальной японской архитектуры.

Для архитектуры Мексики также характерно сочетание современности с художественными традициями. Ярким примером таких поисков стал комплекс университета в Мехико (1940-1950-е, М.Пани, Э. дель Моралес). Постройки отличаются ясной функциональной планировкой, простыми геометрическими формами, современными железобетонными конструкциями, плоскими кровлями. Некоторые сооружения были украшены росписями Д.Риверы и А.Сикейроса. Глухие стены здания книгохранилища библиотеки (Х. Горман) этого университета были покрыты цветной мозаикой на историческую тематику. Национальные традиции также проявились в использовании на фасадах медицинского факультета резных рельефов. Этот прием обращения к разным видам искусств получил применение и в других зданиях Мексики.

В середине и второй половине ХХ века зарубежная архитектура по своим символическим и пластическим композициям стала приближаться к скульптуре. Это направление получило название неоэкспрессионизм и в отличие от экспрессионизма 20-х годов опирается на достижения науки и техники, позволяющие создавать большепролетные конструкции. Необычной выглядит постройка лидера функционализма Ле Корбюзье – капелла Нотр Дам–дю-О в Роншане (1954).Крыша с отогнутыми, словно от порыва ветра, краями, наклонные стены, плавно изогнутые в плане, разбросанные по фасаду разные по форме и размерам окна, производят сильное эмоциональное впечатление. К неоэкспрессионистическим постройкам можно отнести здание музея современного искусства в Каракасе (1955, О.Нимейер), Оперный театр в Сиднее, Австралия (1956-1973, Й.Утцон), аэровокзал в аэропорту Дж.Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962, Э.Сааринен), аэровокзал в Вашингтоне (1958-1963, Э.Сааринен), здание Лаборатории космических лучей университета в Мехико (1954, Ф.Кандела), ресторан в Сочимилко, Мексика (1958, Ф.Кандела), здание филармонии в Берлине (1956-1963,. Г.Шарун) и многие другие. В большинстве построек железобетонные конструкции создавали выразительные пластичные формы, которые воспринимались как смелые и новаторские, хотя были продиктованы символическими художественными образами, а не требованиями функции. Своды-оболочки Оперного театра в Сиднее ассоциировались с образом парусных судов, которые когда-то бороздили воды залива. Здание аэровокзала в Нью-Йорке напоминает огромную птицу с расправленными для полета крыльями, а плавно изогнутая железобетонная плита-кровля Вашингтонского аэровокзала вызывала ассоциации с полетами и взмывающими ввысь самолетами. Экспрессионистический антифункционализм получил широкое распространение во всем мире. В 1990-е годы испанский архитектор С.Калатрава построил концертный зал в Тенерифе на Канарских островах, Испания (1991-1998). Он был решен в форме своеобразного изогнутого треугольника, нависшего над площадью на высоте 56 м. Купол над главным залом вызывает ассоциации с гигантской скульптурой, восходящей к формам природы.

В противоположность динамичности форм архитектуры неоэкспрессионизма, которая в определенной степени оказывалась ближе к художественным принципам барокко и романтизма, в архитектуре второй половины ХХ века последовательно развивался функционализм, который своими композиционными особенностями вызывал ассоциации с классицизмом. Эти две основные линии развития архитектуры обогащаются новыми стилистическими направлениями и многогранно развиваются. К реформированию функционализма стремился брутализм (брутальный – грубый)– направление в архитектуре Западной Европы, США, Японии 40-60-х годов. Брутализм обнажает конструктивную систему постройки, выявляет архитектонику простых и подчеркнуто грубых архитектурных масс. Бруталисты отказывались от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов – стали, железобетона, кирпича. На фасады выводился каркас, а иногда и внутренние коммуникации. Брутализм возник в Великобритании, его основоположниками считаются архитекторы Э. и П.Смитсон. В здании школы в Ханстентоне (1949-1954) эти архитекторы каркас выполнили из сварных стальных рам, а перекрытия – из бетонных плит. Здесь была выявлена конструктивно-техническая основа здания, открытые утилитарные трубопроводы приобрели эстетические характеристики. Также особенностью являются неокрашенные и неоштукатуренные материалы. К памятникам брутализма относятся новое здание Сассекского университета в Брайтоне (1963-1964, Б.Спенс), оно строится из неоштукатуренного кирпича и грубого железобетона. Здание муниципальной библиотеки в Хельсинборге, Швеция (1968, Э. и Г.Андерсон) и библиотека «Гакусеин» в Токио (1966, К.Маекава) также базируются на принципах брутализма.

Рационалистическая линия архитектуры в начале 1960-х годов дополняется таким направлением, как метаболизм (перемена, превращение) – рационалистическое направление второй половины ХХ века, основанного на идее сочетания двух структур: стабильной конструктивной основы, подобной древесному стволу, и системы ячеек, способных перемещаться и заменяться. Метаболизм возник в Японии и быстро стал известен в других странах. Одной из линий его развития было градостроительство. Архитектор К.Танге предложил проект расширения Токио, в котором предлагалась система трех уровней транспортных путей для разных скоростей транспорта. Система состоит из кольцевых элементов, к которым постоянно могут добавляться другие звенья. Городской транспорт будет обслуживать монорельсовая дорога и скоростные автострады. Такая система приспособлена для роста и изменения открытой структуры города.

На ЭКСПО-70 в Осаке главный павильон (К.Танге) представлял собой пространственную структуру. Выразительным акцентом выставочной композиции была Башня (К.Кикутаке) с подвешенными на разных уровнях шарообразных зальных помещений, заключенных в прозрачные стержневые металлические структуры. Высотное здание компании «Сидзуока» в Токио (1966-1967, К.Танге) имеет вертикальный ствол с коммуникациями, от которого отходят объемные блоки с помещениями, консольно закрепленные в шахте. Здание открыто к дальнейшему росту. Капсульный дом «Нагакин» в Токио (1972, К.Курокава) задуман как отель для бизнесменов. Здание состоит из двух железобетонных башен высотой 11 и 13 этажей и 144 стальных капсул, присоединенных к этим башням. В башнях заключено инженерное оборудование, лестничные марши, лифты. Башни соединены мостами – переходами. Крепление позволяет заменять капсулы (их размеры соответствуют привычным для японцев размерами чайной комнаты) без ущерба для других капсул. Идеи метаболизма на рубеже XX – XXI вв. тесно переплелись с направлением хай-тек.

Одним из направлений рационалистической архитектуры 60-х годов является техницизм, он сближается с дизайном в деле эстетизации индустриальных объектов. Высшим проявлением техницизма стал хай-тек (высокая технология). Он стремился к эстетическому освоению различных инновационных научных разработок. Высокие качества современных материалов, которые демонстрируются в произведениях хай-тека, формируют образы новой архитектуры. Ее выразительными элементами становятся различные производственные модули, трубопроводы, контейнеры, металлические лестницы и другие типы инженерных конструкций, внутренние коммуникации, которые окрашивались в яркие цвета. В 60-70-е годы ХХ века эти идеи развивала английская группа «Аркигрэм» и японские метаболисты. Первоначально техницизм и хай-тек реализовывались в промышленных и складских сооружениях, позже архитекторы обращались к общественным зданиям, привнеся в их образ элементы промышленных сооружений. При этом многие детали, выполненные в заводских условиях, стали выносить на фасады, пластически усложняя облик зданий. К концу ХХ века это направление ассоциируется с авангардом, в нем отсутствует ориентация на архитектурные традиции прошлого. Творческие концепции хай-тека принадлежат его лидерам – английским архитекторам Р.Роджерсу и Н.Фостеру. Национальный Центр культуры и искусств им. Ж.Помпиду в Париже был выполнен по проекту архитекторов Р.Роджерса и Р.Пино (1972-1977). Стальные конструкции каркаса были выведены наружу здания и стали напоминать строительные леса. Здесь же были расположены и сети инженерного оборудования: воздуховоды, трубы отопления, водопровода и канализации, которые были окрашены в яркие цвета. На фасаде диагональю является ползущая от входа стеклянная труба с движущимся эскалатором внутри. Металл и стекло – основные строительные материалы этого сооружения. В стиле хай-тек были построены: здание Международного центра конгрессов в Западном Берлине (1973-1979, Р.Шюлер), здание страховой компании «Ллойд» в Лондоне (1979-1986, Р.Роджерс), штаб-квартира банковской корпорации в Гонконге (1981-1986, Н.Фостер), штаб-квартира фирмы «Деу» в Сеуле, Южная Корея (1997-2000, Н.Фостер), китайский банк в Гонконге (1982-1989, Й.Пей) и другие. 172-метровая структура штаб-квартиры фирмы «Дэу» включает в себя офисные и лабораторные помещения над землей, а также подземные: паркинг и технические сооружения. Стальные конструкции особого профиля демонстрируют стильный дизайн. Мотивы мощной пластики нарастают в ряде техницизированных сооружений рубежа XX – XXI вв. Примером может служить Концертный зал в Руане, Франция (2001, Б.Чуми).

Контрольные вопросы.

Назовите характерные особенности архитектуры функционализма 20-30-х годов ХХ века.

Отметьте своеобразие таких стилистических направлений в архитектуре первой половины ХХ века как ар деко, неопластицизм и экспрессионизм.

Назовите характерные черты региональных архитектурных школ Бразилии, Мексики, Японии.

Назовите традиционные и новаторские черты в архитектуре второй половины ХХ века.

Ланшафт, архитектура