Мемориальный комплекс в Хиросиме (1956) состоит из здания музея, библиотеки
и общественного центра. Центром композиции является необычной формы
приземистая массивная арка, напоминающая перекрытие древнего японского
дома. Среди построек К.Танги можно отметить здание ратуши в Курашике
(1960), спортивный комплекс в Токио (1964), в последнем он использовал
вантовые конструкции, само здание обладает скульптурной пластичностью.
Дворец международных конференций в Киото (1963-1966, С.Отани) представляет
сложную композицию из наклонных поверхностей объемов, придающих «слоистость»
зданию. Зал фестивалей в Токио (1958-1961, К.Маекава) также демонстрирует
сочетание восточной и западной культур: принципы функционализма соединяются
с метафорами национальной японской архитектуры.
Для архитектуры Мексики также характерно сочетание современности с
художественными традициями. Ярким примером таких поисков стал комплекс
университета в Мехико (1940-1950-е, М.Пани, Э. дель Моралес). Постройки
отличаются ясной функциональной планировкой, простыми геометрическими
формами, современными железобетонными конструкциями, плоскими кровлями.
Некоторые сооружения были украшены росписями Д.Риверы и А.Сикейроса.
Глухие стены здания книгохранилища библиотеки (Х. Горман) этого университета
были покрыты цветной мозаикой на историческую тематику. Национальные
традиции также проявились в использовании на фасадах медицинского факультета
резных рельефов. Этот прием обращения к разным видам искусств получил
применение и в других зданиях Мексики.
В середине и второй половине ХХ века зарубежная архитектура по своим
символическим и пластическим композициям стала приближаться к скульптуре.
Это направление получило название неоэкспрессионизм и в отличие от экспрессионизма
20-х годов опирается на достижения науки и техники, позволяющие создавать
большепролетные конструкции. Необычной выглядит постройка лидера функционализма
Ле Корбюзье – капелла Нотр Дам–дю-О в Роншане (1954).Крыша с отогнутыми,
словно от порыва ветра, краями, наклонные стены, плавно изогнутые в
плане, разбросанные по фасаду разные по форме и размерам окна, производят
сильное эмоциональное впечатление. К неоэкспрессионистическим постройкам
можно отнести здание музея современного искусства в Каракасе (1955,
О.Нимейер), Оперный театр в Сиднее, Австралия (1956-1973, Й.Утцон),
аэровокзал в аэропорту Дж.Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962, Э.Сааринен),
аэровокзал в Вашингтоне (1958-1963, Э.Сааринен), здание Лаборатории
космических лучей университета в Мехико (1954, Ф.Кандела), ресторан
в Сочимилко, Мексика (1958, Ф.Кандела), здание филармонии в Берлине
(1956-1963,. Г.Шарун) и многие другие. В большинстве построек железобетонные
конструкции создавали выразительные пластичные формы, которые воспринимались
как смелые и новаторские, хотя были продиктованы символическими художественными
образами, а не требованиями функции. Своды-оболочки Оперного театра
в Сиднее ассоциировались с образом парусных судов, которые когда-то
бороздили воды залива. Здание аэровокзала в Нью-Йорке напоминает огромную
птицу с расправленными для полета крыльями, а плавно изогнутая железобетонная
плита-кровля Вашингтонского аэровокзала вызывала ассоциации с полетами
и взмывающими ввысь самолетами. Экспрессионистический антифункционализм
получил широкое распространение во всем мире. В 1990-е годы испанский
архитектор С.Калатрава построил концертный зал в Тенерифе на Канарских
островах, Испания (1991-1998). Он был решен в форме своеобразного изогнутого
треугольника, нависшего над площадью на высоте 56 м. Купол над главным
залом вызывает ассоциации с гигантской скульптурой, восходящей к формам
природы.
В противоположность динамичности форм архитектуры неоэкспрессионизма,
которая в определенной степени оказывалась ближе к художественным принципам
барокко и романтизма, в архитектуре второй половины ХХ века последовательно
развивался функционализм, который своими композиционными особенностями
вызывал ассоциации с классицизмом. Эти две основные линии развития архитектуры
обогащаются новыми стилистическими направлениями и многогранно развиваются.
К реформированию функционализма стремился брутализм (брутальный – грубый)–
направление в архитектуре Западной Европы, США, Японии 40-60-х годов.
Брутализм обнажает конструктивную систему постройки, выявляет архитектонику
простых и подчеркнуто грубых архитектурных масс. Бруталисты отказывались
от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных
материалов – стали, железобетона, кирпича. На фасады выводился каркас,
а иногда и внутренние коммуникации. Брутализм возник в Великобритании,
его основоположниками считаются архитекторы Э. и П.Смитсон. В здании
школы в Ханстентоне (1949-1954) эти архитекторы каркас выполнили из
сварных стальных рам, а перекрытия – из бетонных плит. Здесь была выявлена
конструктивно-техническая основа здания, открытые утилитарные трубопроводы
приобрели эстетические характеристики. Также особенностью являются неокрашенные
и неоштукатуренные материалы. К памятникам брутализма относятся новое
здание Сассекского университета в Брайтоне (1963-1964, Б.Спенс), оно
строится из неоштукатуренного кирпича и грубого железобетона. Здание
муниципальной библиотеки в Хельсинборге, Швеция (1968, Э. и Г.Андерсон)
и библиотека «Гакусеин» в Токио (1966, К.Маекава) также базируются на
принципах брутализма.
Рационалистическая линия архитектуры в начале 1960-х годов дополняется
таким направлением, как метаболизм (перемена, превращение) – рационалистическое
направление второй половины ХХ века, основанного на идее сочетания двух
структур: стабильной конструктивной основы, подобной древесному стволу,
и системы ячеек, способных перемещаться и заменяться. Метаболизм возник
в Японии и быстро стал известен в других странах. Одной из линий его
развития было градостроительство. Архитектор К.Танге предложил проект
расширения Токио, в котором предлагалась система трех уровней транспортных
путей для разных скоростей транспорта. Система состоит из кольцевых
элементов, к которым постоянно могут добавляться другие звенья. Городской
транспорт будет обслуживать монорельсовая дорога и скоростные автострады.
Такая система приспособлена для роста и изменения открытой структуры
города.
На ЭКСПО-70 в Осаке главный павильон (К.Танге) представлял собой пространственную
структуру. Выразительным акцентом выставочной композиции была Башня
(К.Кикутаке) с подвешенными на разных уровнях шарообразных зальных помещений,
заключенных в прозрачные стержневые металлические структуры. Высотное
здание компании «Сидзуока» в Токио (1966-1967, К.Танге) имеет вертикальный
ствол с коммуникациями, от которого отходят объемные блоки с помещениями,
консольно закрепленные в шахте. Здание открыто к дальнейшему росту.
Капсульный дом «Нагакин» в Токио (1972, К.Курокава) задуман как отель
для бизнесменов. Здание состоит из двух железобетонных башен высотой
11 и 13 этажей и 144 стальных капсул, присоединенных к этим башням.
В башнях заключено инженерное оборудование, лестничные марши, лифты.
Башни соединены мостами – переходами. Крепление позволяет заменять капсулы
(их размеры соответствуют привычным для японцев размерами чайной комнаты)
без ущерба для других капсул. Идеи метаболизма на рубеже XX – XXI вв.
тесно переплелись с направлением хай-тек.
Одним из направлений рационалистической архитектуры 60-х годов является
техницизм, он сближается с дизайном в деле эстетизации индустриальных
объектов. Высшим проявлением техницизма стал хай-тек (высокая технология).
Он стремился к эстетическому освоению различных инновационных научных
разработок. Высокие качества современных материалов, которые демонстрируются
в произведениях хай-тека, формируют образы новой архитектуры. Ее выразительными
элементами становятся различные производственные модули, трубопроводы,
контейнеры, металлические лестницы и другие типы инженерных конструкций,
внутренние коммуникации, которые окрашивались в яркие цвета. В 60-70-е
годы ХХ века эти идеи развивала английская группа «Аркигрэм» и японские
метаболисты. Первоначально техницизм и хай-тек реализовывались в промышленных
и складских сооружениях, позже архитекторы обращались к общественным
зданиям, привнеся в их образ элементы промышленных сооружений. При этом
многие детали, выполненные в заводских условиях, стали выносить на фасады,
пластически усложняя облик зданий. К концу ХХ века это направление ассоциируется
с авангардом, в нем отсутствует ориентация на архитектурные традиции
прошлого. Творческие концепции хай-тека принадлежат его лидерам – английским
архитекторам Р.Роджерсу и Н.Фостеру. Национальный Центр культуры и искусств
им. Ж.Помпиду в Париже был выполнен по проекту архитекторов Р.Роджерса
и Р.Пино (1972-1977). Стальные конструкции каркаса были выведены наружу
здания и стали напоминать строительные леса. Здесь же были расположены
и сети инженерного оборудования: воздуховоды, трубы отопления, водопровода
и канализации, которые были окрашены в яркие цвета. На фасаде диагональю
является ползущая от входа стеклянная труба с движущимся эскалатором
внутри. Металл и стекло – основные строительные материалы этого сооружения.
В стиле хай-тек были построены: здание Международного центра конгрессов
в Западном Берлине (1973-1979, Р.Шюлер), здание страховой компании «Ллойд»
в Лондоне (1979-1986, Р.Роджерс), штаб-квартира банковской корпорации
в Гонконге (1981-1986, Н.Фостер), штаб-квартира фирмы «Деу» в Сеуле,
Южная Корея (1997-2000, Н.Фостер), китайский банк в Гонконге (1982-1989,
Й.Пей) и другие. 172-метровая структура штаб-квартиры фирмы «Дэу» включает
в себя офисные и лабораторные помещения над землей, а также подземные:
паркинг и технические сооружения. Стальные конструкции особого профиля
демонстрируют стильный дизайн. Мотивы мощной пластики нарастают в ряде
техницизированных сооружений рубежа XX – XXI вв. Примером может служить
Концертный зал в Руане, Франция (2001, Б.Чуми).
Контрольные вопросы.
Назовите характерные особенности архитектуры функционализма 20-30-х
годов ХХ века.
Отметьте своеобразие таких стилистических направлений в архитектуре
первой половины ХХ века как ар деко, неопластицизм и экспрессионизм.
Назовите характерные черты региональных архитектурных школ Бразилии,
Мексики, Японии.
Назовите традиционные и новаторские черты в архитектуре второй половины
ХХ века.