Ландшафтная архитектура

Ланшафт
Озеленение населенных мест
Роль ландшафтных компонентов в проектировании японского пейзажного сада
Понятие альпийской горки
Эстетическое значение ландшафтного дизайна
Устройство альпийской горки
Уход за альпийской горкой
Использование альпийской горки на пришкольной территории.
Черно-белая ванная комната
Игра цветов в ванной комнате
Изготовление абажура в стиле «хенд мейд»
История архитектуры
Оcновные принципы архитектуры
Основы архитектурной композиции
Конструкции и декоративные элементы зданий
Деревянные здания
Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта
Архитектура Древней Греции
Архитектура. Древнего Рима
Раннехристианская и византийская архитектура
Романская и готическая архитектура
Древнерусская архитектура
Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура западноевропейского барокко
Архитектура западноевропейского классицизма
Архитектура русского барокко
Архитектура русского классицизма
Эклектизм и модерн в архитектуре Запада
Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России
Архитектура Запада ХХ – XXI века
Мемориальный комплекс в Хиросиме
Отечественная архитектура ХХ – XXI века
Алимпийские объекты в Москве
Архитектурный облик города
Архитектура и стиль
Классификация стилей
Стиль ампир
Сталинская архитектура
Архитектурный стиль: романский
Архитектурный стиль: готика
Архитектурный стиль: Возрождение
Позднее Возрождение
Архитекторы наполеоновской Франции
Фасад и интерьер в стиле модерн

Стиль ампир в архитектуре

Архитектурные стили "фахверк" и "шале"
Архитектурный стиль русской усадьбы

Архитектура Запада ХХ – XXI века

 Наряду с модерном и ретроспективизмом в первые десятилетия ХХ века в Западной Европе появилась архитектура, выступавшая против декоративизма. Ее сторонники называли себя и антидекоративистами, и протофункцианолистами, и рационалистами. Одним из лидеров этого направления был А.Лоос, который строил жилые дома в виде кубов с гладкими стенами и плоскими крышами (дом Штейнера в Вене, 1910). Архитектором, работавшим в области промышленной архитектуры, был П.Беренс. В 1909 году он строит Турбинный цех завода АЭГ в Берлине. Здание построено из металлических рам и стекла, только углы здания закреплены массивной кирпичной кладкой. Стремление создать лаконичную и выразительную архитектуру, основанную на современных технических средствах, привело к активному применению железобетона. В 1903 году в Париже возводится первый железобетонный дом (О.Перре). Еще одним архитектором довоенного периода был ученик Л.Салливена Ф.Л.Райт. Он создал проекты жилых домов («дома прерий»), планы которых отличались свободными асимметричными очертаниями. Для самих зданий характерны гладкие плоскости стен, большие проемы, сильно выступающий свес кровли. Принцип максимальной связи архитектуры с природой стал ведущим в творчестве Райта. Это ярко проявилось в доме Ф.Робби близ Чикаго (1906-1909).

Во втором десятилетии ХХ века в архитектуре резко увеличилось количество разнообразных теоретических программ и утопических предложений. Это связано не только с изменениями взглядов на сущность архитектуры, но и с экономической и политической жизнью западных стран. Сокращение строительной деятельности, связанное с Первой мировой войной, привело к тому, что большинство проектов остались не реализованными на практике и порой отражали теоретические и экспериментальные искания. Архитектура получила ярко выраженный эстетско-формалистический характер, основанный на художественной абстракции. Формообразование взяло верх над конструированием.

После окончания мировой войны необходимо было восстанавливать разрушенные города, решать проблему острой потребности в жилище. В архитектуре утверждается функционализм – рационалистическое направление, утверждающее главенство практических функций, жизненных потребностей в определении планов и форм сооружений. Лозунг Л.Салливена «форму определяет функция» был подхвачен основателями функционализма в Германии – группой Баухауза, во Франции – группой «Эспри нуво», в Нидерландах – группой «Де Стиль». Характерными чертами нового направления являются: свободные асимметричные планы, простые геометрические архитектурные формы, горизонтальные членения, ленточные окна, плоские кровли, отсутствие декора.

Ярким представителем функционализма во Франции был Ле Корбюзье. Широкую известность получили его виллы-особняки, среди них вилла Савой в Пуасси (1928), вилла в Гарше (1927). Эти здания выразили основные принципы творчества архитектора, которые и были положены в основу концепции функционализма: 1) дом на стойках-столбах (чтобы освободить поверхность земли для зелени); 2) свободный план (каркасная система, доходящая до крыши, дает возможность внутренним стенам располагаться в любых местах); 3) свободное оформление фасада (каркас дает возможность распределять окна без прямого отношения к внутреннему членению здания); 4) горизонтальные удлиненные окна; 5) плоская кровля (с использованием ее в качестве открытой террасы).

Принципы функционализма нашли свое отражение и в крупных общественных зданиях, построенных Ле Корбюзье, например общежитие швейцарских студентов в Париже (1930), здание Центросоюза в Москве (1928-1936). Ле Корбюзье уделяет большое внимание градостроительным проблемам. Архитектор предложил проект современного идеального города, разделенного на три зоны: сити – деловая часть города с небоскребами и жилыми кварталами, индустриальная зона и зона городов-садов. Через город должны были проходить магистрали скоростного движения. Вокруг небоскребов – территория садов и парков, спортивных площадок.

Центром архитектурной деятельности в Германии становится Баухауз (Высшая школа строительства и художественного конструирования), теоретической основой которого также был функционализм. Одним из ведущих архитекторов Баухауза был В.Гропиус, по проекту которого в Дессау было построено здание этой школы (1925 – 1926). Сооружение в функциональном отношении было продумано и логично. Архитектуру внешних объемов и интерьеров отличает геометричность форм, контрастные сочетания гладких поверхностей стен с большими плоскостями зеркального стекла. Другим представителем германского функционализма был Л.Мис ван дер Роэ. Одна из известных его построек – павильон Германии на Международной выставке в Барселоне (1929). Свободная планировка, плоская горизонтальная плита кровли, выступающая вперед, перегородки из цветного стекла создают предельно лаконичное здание, воплощающее новые эстетические идеалы.

В годы между Первой и Второй мировыми войнами продолжает работать Ф.-Л.Райт, который развивая свой «стиль прерий» создает очень эффектный Дом-водопад в Пенсильвании (1937). Протесты Райта против многоэтажных зданий не дают результатов. В Америке продолжают воздвигать небоскребы, но их архитектура еще полностью не отказалась от приемов декоративной обработки фасадов. В Западной Европе и Америке появился новый стиль – ар деко. Оно получило свое название от международной Выставки декоративного искусства в Париже в 1925 году. Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством, он сочетает элементы стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, выразительные особенности технического дизайна. Ар деко проявился в оформлении интерьеров фешенебельных отелей, салонов, зданий большого бизнеса - небоскребов: здание фирмы «Крайслер» в Нью-Йорке (1927-1930, арх. У. ванн Аллен), конторское здание «Эмпайр Стейт билдинг» (нач.1930-х, арх. Ф.Лемб, А.Хармон), Рокфеллерский центр (1928-1935) в Нью-Йорке, отель «Карлайл» в Майами-Бич.

Нидерландские архитекторы (группа «Де стиль») создали свой вариант функционализма – неопластизизм. Его эстетическая концепция была связана с геометрическими абстракциями из горизонтальных и вертикальных линий и плоскостей, которые окрашивались в яркие цвета. Цвет использовался для усиления выразительности пространственного построения. Представителями этого направления в архитектуре были Я.Ауд (жилые дома в поселке Хук ванн Холланд, 19924-1927), В.Дудок (здание ратуши в Хильверсуме, 1928; универмаг в Роттердаме, 1929-1930). Ярким примером, где была реализована концепция неопластицизма, является особняк Шредер в Утрехте (1923-1924, Г.Ритвельд). Фасады особняка состоят из ряда геометрических плоскостей, которые, расчленяя пространство, сохраняют целостность объема. Здание имеет свободный план, который трансформируется передвижными перегородками. Выступающими плоскостями, навесами, балконами и террасами автор связывает особняк с окружающим его пространством.

Наряду с функционализмом развивается и экспрессионизм, который ориентируется на активную пластику форм. Особенно ярко он проявился в архитектуре Германии и Австрии. Произведения экспрессионизма отличает скульптурность, динамичность форм, неуравновешенность; пространство становится сложным, бесформенным, с нечеткими границами. Среди наиболее известных архитекторов можно назвать Г.Пельцига, Э.Мендельсона, Г.Шаруна. Острота и неожиданность архитектурных форм отличает эскизы промышленных зданий Э.Мендельсона, в его астрофизической лаборатории близ Потсдама (1921), отсутствуют прямые углы, оно имеет скульптурные обтекаемые формы и необычные окна. Зрительный зал Большого драматического театра в Берлине (1919, Г.Пельциг) имеет полукупольное перекрытие, опирающееся на ряд железобетонных опор, которым был придан вид сталактитов.

 Годы после Второй мировой войны характеризовались восстановительными работами. Новое жилищное строительство активно развернулось в пригородных зонах, стали создаваться города-спутники (в Англии, во Франции и др.). В послевоенные годы линия функционализма была продолжена в архитектуре Америки, особенно при строительстве небоскребов, чей легкий каркас целиком покрывался стеклом (здание Секретариата ООН в Нью-Йорке, У.Гаррисон).

В противоположность функционализму и его идеям типизации зданий, выделилось течение «органического стиля». В Америке его лидером был Ф.-Л. Райт, в Западной Европе – А.Алто. Данное направление ставило целью создание произведений, форма которых бы вырастала из их назначения и конкретных условий окружающей среды, подобно форме организмов, и была бы внутренне гармоничной и целостной. Еще до войны, в 1936-1939 гг., Райт построил крупное административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине. В интерьере огромного рабочего зала архитектор применил оригинальную грибовидную конструкцию шестиметровых опор. Тонкие железобетонные колонны завершаются вверху круглой платформой, напоминая листья кувшинок. Между этими кругами располагается застекленный потолок, через который проникает дневной свет. Пустотелые колонны служат для отвода с крыши дождевой воды. В 50-е годы Райт создает музей Гугенхейма в Нью-Йорке, где он развивает идеи непрерывности пространства и пластичности формирующих его объемов. В здании музея архитектор обращается к кругу, циркульным кривым, спиралям, которые он рассматривает как метафору развития в природе. Внешняя форма здания вызывает ассоциации с огромной улиткой или абстрактной скульптурой.

Финский архитектор А.Аалто, продолжив эти идеи, создает проект общежития студентов Массачусетского университета в Кембридже (1947-1949), для которого характерны волнообразные очертания плана, повторяющие изгибы реки, на берегу которой и построено это здание. Плавными линиями глухих железобетонных стен характеризуется Дом культуры в Хельсинки (1955-1958), в ансамбле городского центра в Сейняйоки (1958-1960) А.Аалто максимально использует рельеф, создавая ряд террас, ведущих к главному входу. Монументальные формы дворца «Финляндия» в Хельсинки (1967-1971) органично связаны с окружающим скалистым пейзажем.

Во второй половине ХХ века в архитектуре стала сильнее ощущаться дифференциация национальных школ. Кроме вышеупомянутых американской и финской школ, особый интерес представляют архитектурные школы Южной Америки: Мексики, Бразилии, Венесуэлы, Аргентины, а также Японии. В архитектуре Бразилии своеобразно переплетаются традиции функционализма и национальные (регионализм). Здесь формируется специфический образный язык архитектуры, соответствующий эмоциональному темпераменту бразильского народа. Архитекторы А.Рейди и О.Нимейер в своем творчестве обращаются к пластичным решениям, криволинейным формам и скульптурности объемов. Учитывая климат (одной из важных проблем в жарком климате Бразилии является защита от прямых солнечных лучей), рельеф, местные материалы (камень, глазурованная плитка и др.), они достигают высокого эстетического уровня в своих работах. Для произведений бразильских архитекторов характерна связь с монументальной живописью и садово-парковым искусством.

Становлению современной самобытной бразильской архитектуры способствовало творчество О.Нимейера. Кафедральный собор в Бразилиа, построенный им и инженером Ж.Кардозу (1960-1970), имеет круглую форму в плане (диаметр 70 м), на которую опираются 21 плавно изогнутый пилон. Между пилонами – светорассеивающее стекло. Высота собора 40 м. Пилоны, поддерживающие купол, напоминают языки пламени гигантского костра. Такие же необычные по форме пилоны Нимейер использует во дворце Рассвета – резиденции президента Бразилии (1960). На площади Трех Властей доминирует здание дворца Национального конгресса (1958-1960). Вертикаль корпуса секретариата (две прямоугольные пластины, соединенные переходами на разных этажах) контрастирует с вытянутым по горизонтали прямоугольным корпусом, из которого выступают два объема, перекрывающие залы: Зал заседания Сената перекрыт куполом, обращенным вверх, Зал Палаты депутатов – куполом, обращенным вершиной вниз. Этот прием напоминает об экспрессионистических тенденциях в архитектуре.

В Японии во второй половине века появляются многофункциональные конторские учреждения, культурные и выставочные центры, где архитекторы широко применяли своды-оболочки, вантовые конструкции, сборный и монолитный железобетон. Одним из ведущих архитекторов стал К.Танге, он сформулировал шесть правил современной архитектуры: 1) простота плана и форм, отражающая оптимальность архитектурного решения; 2) типизация как воплощение в сооружениях типических черт, рожденных традицией; 3) необходимость подчеркнуть мощь современных сооружений (гигантизм железобетонных конструкций, грубая фактура поверхности, гипертрофированный масштаб деталей); 4) запрет орнамента (в традициях японской архитектуры); 5) отказ от маскировки работы материала и конструкций; 6) требование позиции «фурю» - отказ от бессмысленной красивости зданий.

Ланшафт, архитектура