Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России
Развитие русского зодчества XIX – начала XX века в основных чертах совпадает с
историей западноевропейской архитектуры названного периода. Начиная с 30-х годов
в русской архитектуре, так же как и в западной, наметился кризис классицизма.
Одной из главных причин переоценки классицизма является формирование новых функциональных
задач, поставленных перед архитектурой, и их конфликт с системой архитектурно-художественных
приемов классицизма. Кроме этого, классицизм утратил свою идеологическую базу,
он стал ассоциироваться с самодержавно-крепостническим строем, чьи идеи утратили
популярность в передовых кругах общества. Все это усугублялось происходившими
событиями политической жизни России (разгром декабристского движения, давление
военно-политического режима Николая I). В обществе зрели новые – капиталистические
отношения. Они вызвали к жизни новые типы зданий, при проектировании которых архитекторы
применяли более гибкие и разнообразные композиционные решения, базирующиеся не
столько на принципах классицизма, сколько на традициях разных исторических стилей
прошлого. Поэтому в русской архитектуре распространяется ретроспективизм.
Период ретроспективизма – эклектизма разделяют на три периода. Первый – 1830-1850-е
годы, так называемая николаевская эпоха. Это было время распада классицистической
системы, обращения к архитектурным традициям прошлых эпох. В это время продолжают
работать многие мастера старой школы, но активной проектной практикой начинает
заниматься молодое поколение зодчих, среди них К.Тон, А.Брюллов, А.Штакеншнейдер,
И.Свиязев и др. Начало второго периода связано с реформой 1861 года, после чего
наметились сдвиги не только в социально-политической сфере, но и начали меняться
художественно-эстетические ценности в обществе. Это нашло свое отражение в творчестве
таких архитекторов как А.Горностаев, И.Ропет, В,Гартман, В.Шретер, В.Шервуд и
многих других. Третий период начинается в последнее десятилетие XIX века и условно
завершается в 1917 году. Стилистически этот период характеризуется как период
модерна, поздней эклектики и неоклассицизма. В этот период работают такие известные
зодчие как Ф.Шехтель, П.Сюзор, И.Фомин, В.Покровский, В.Щуко, Ф.Лидваль, А.Щусев,
Р.Клейн и другие.
Первый период носил переходный характер, это было время
поиска новых форм и средств выразительности, обращение к архитектуре разных исторических
эпох. В 20-30-е годы «входит в моду» готика. Широкое распространение она получает
в интерьере, мебели и предметах декоративно-прикладного искусства. Среди архитектурных
памятников можно отметить несколько построек в парках Царского Села: Ферма, Шапель,
Белая Башня, Арсенал и др. (1820-1830-е годы, А.Менелас). Одним из интересных
примеров романтической неоготики является церковь в Парголове (1831-1840, А.Брюллов).
Архитектор сумел создать тонкую стилизацию, напоминающую старинную готическую
капеллу. В конце 1840-50-х годов в Петергофе архитектором Н.Бенуа был построен
комплекс зданий в неготическом стиле: вокзал, почта, императорские конюшни и др.
Несмотря на повторение отдельных мотивов и форм, в целом эти постройки оказались
очень далеки от своих исторических прототипов – памятников западноевропейского
средневековья. В первую очередь, это связано с иным функциональным назначением,
а также с художественными требованиями своего времени. Одновременно с готикой
появляются композиции в мавританском духе, чаще всего в интерьере (например, ванная
комната императрицы в Зимнем дворце, 1838, А.Брюллов). В эти же годы появляется
так называемый стиль неогрек, образцом для которого становится эллинистическая
архитектура. Но в отличие от классицизма предшествующего периода неогреческая
архитектура имела мелкомасштабный, явно декоративный характер. Квартиры в Дарницком районе Предпочитаете проживать в насыщенном зеленью районе? Чтоб быть в пяти минутах от раскидистого леса, пахучесть которого будет щекотать нос по утрам, пробуждать и заставлять улыбаться? Чтоб каждое утро наблюдать как солнышко отражается в одном из здешних озер? Тогда вам нужно непременно купить квартиру в Дарницком районе. Его обрамляет вся эта прекрасность и, помимо этого, в районе значительный выбор жилых метров.
Начиная с 40-х годов XIX века, в русскую архитектуру проникают черты итальянского
ренессанса, несколько позже – барокко. В неоренессансном стиле возводятся разные
по своему назначению здания: общественные сооружения (административные здания
и учреждения, банки, музеи и др.), жилые дома (городские дворцы и особняки, доходные
дома, дачи). Располагающиеся на Исаакиевской площади в Петербурге дома министра
и Министерства государственных имуществ (1847-1853, Н.Ефимов) образуют уравновешенную
композицию, масштабно соотнесенную с размерами площади. Стилистическое решение
их фасадов уже далеко от норм классицизма. Архитектор в большей степени использует
приемы из арсенала форм итальянского ренессанса: поэтажное размещение ордера,
при этом фасад здания министерства оформлен скромнее – пилястрами, а фасад дома
министра имеет пластичные трехчетвертные колонны, арочные окна, специфическая
форма наличников окон верхних этажей, представлявшая собой арочное окно, обрамленное
прямоугольной рамой с прямым сандриком.
Неоренессанс был популярным стилем
в архитектуре аристократических особняков. В некоторых петербургских постройках
лейтмотивом фасадных композиций становился ордер, иногда архитекторы отказывались
от него, кроме этого использовали нарядные наличники ренессансного типа в сочетании
с тягами и рустовкой нижних этажей, порой фасад имел сплошную рустовку в соответствии
с традицией флорентийского ренессанса XV века. Эти традиции можно наблюдать в
постройках архитектора Г.Боссе. Например, в доме графа А.Закревского на Исаакиевской
площади (1843). Горизонтали этажей четко подчеркивали тяги, фасад на всю высоту,
от цоколя до карниза, был обработан рустом, выполненным, в отличие от флорентийских
образцов, не из камня, а в штукатурке. Это придало внешним стенам особняка большую
сухость и графичность. Данная постройка является примером безордерного ренессанса.
Ордерный неоренессанс может быть представлен особняком барона А.Штиглица на Английской
набережной (1859 – 1862, А.Кракау). Двухэтажный фасад сплошь обработан глубоким
рустом и завершается мощным антаблементом ренессансного типа. Высокие арочные
окна второго этажа оформлены наличниками в виде портиков из двух ионических полуколонн,
поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном. В центре первого этажа – пластичный
портик из двух колонн коринфского ордера, поддерживающий балкон.
Представителями
ранней стадии эклектизма были такие известные мастера как О.Монферран, А.Брюллов,
А.Штакеншнейдер. В постройке позднего классицизма - Исаакиевском соборе (1818-1853,
О.Монферран) эклектизм проявляется в использовании в интерьере некоторых декоративных
деталей, связанных с Ренессансом и барокко. Черты ретроспективизма имеют место
в лютеранской церкви святого Петра на Невском проспекте (1833-1838, А Брюллов).
Памятником, переходным от классицизма к эклектике, является Мариинский дворец
(1839-1844), построенный А.Штакеншнейдером. Фасад дворца скомпонован в соответствии
с принципами классицизма: центр и края выделены ризалитами, первый этаж обработан
рустом, второй и третий объединены колоннами и пилястрами коринфского ордера.
Однако интерьеры уже имеют черты эклектики, решаются в разных «псевдостилях».
Кабинет декорирован в стиле «флорентийского ренессанса», в оформлении спальни
присутствуют черты рококо, помпейский стиль ванной комнаты вызывал ассоциации
с купальнями римских патрицианок. Эклектике всецело принадлежит Николаевский дворец
(1853-1861). А.Штакеншнейдер решает фасад дворца в неоренессансном стиле. В отделке
интерьеров архитектор использовал разные стили, отдавая главное предпочтение ренессансу
и барокко. Его мастерство и умение достичь интересных композиционных эффектов
ярко проявилось в разработке парадной лестницы и двухъярусного Танцевального зала
дворца.
К памятникам небарокко относятся такие постройки А.Штакеншнейдера
как Собственная дача наследника-цесаревича в Старом Петергофе (1843-1850) и дворец
князей Белосельских-Белозерских (1846-1848). При известном внешнем сходстве этих
построек со зданиями Растрелли, в них ощущается разница и в общей компоновке,
и в характере прорисовке деталей, последние суше и графичнее, в них есть некоторая
дробность и измельченность.
Наряду с обращением к западным стилям, архитекторы
проявляют интерес к традициям древнерусского зодчества. Но в силу слабой изученности
памятников Древней Руси, их восприятие носило чисто внешний характер. Ведущим
архитектором «национального» стиля был К.Тон. Наиболее значительным его произведением
является Большой Кремлевский дворец (1838-1849). Однако самыми характерными образцами
национального направления стали церкви и соборы. По проектам К.Тона было построено
множество храмов в Петербурге, Москве (храм Христа Спасителя), Красноярске, Воронеже,
Саратове, Томске и других городах. Изданные им альбомы образцовых церквей на многие
годы стали официально одобренным источником проектов.
К.Тон строил храмы
«кубические» и «кораблем» - с притвором и колокольней, поставленными на одной
оси с церковью. В форме куполов, в аркатурных поясах, килевидных закомарах и кокошниках
ощущаются традиции владимиро-суздальской и раннемосковской школ, шатровые колокольни
напоминают об архитектуре XVI - XVII веков. Но по сравнению со средневековыми
постройками храмы середины XIX века «правильнее» и суше. Высокая строительная
культура исполнителей и качество материалов делают возможными идеально ровные
поверхности, правильные кривые линии и т.д. Дореформенный этап национального направления
назывался «русско-византийским» стилем, демонстрируя известную в эти годы генетическую
связь крестово-купольных русских средневековых храмов с византийским зодчеством.
Второй этап архитектуры эклектики представляет памятники, в которых и фасады,
и интерьеры представляют собой смешение различных псевдостилей. Еще больше расширяется
типология зданий, увеличиваются темпы строительства как в столицах, так и в провинции.
Возводятся различные промышленные предприятия (фабрики и заводы, складские помещения,
порты), здания банков, кредитных и акционерных обществ, учебных заведений, больших
универсальных магазинов, вокзалов, доходных домов и др. Наблюдается хаотичность
городской застройки, при этом формируется резкий контраст между центральными районами
и периферией. Плотно застроенный центр порой утрачивает принципы ансамблевости,
архитектурного единства улиц и площадей, сформированные эпохой классицизма. Чаще
всего облик фасадов зданий определяет вкус и материальные возможности заказчика.
Наиболее значительными архитекторами этого периода были А.Резанов, Г.Боссе,
М.Месмахер, В.Шретер. Ярким примером эклектики является дворец великого князя
Владимира Александровича (А.Резанов). Фасад дворца напоминает флорентийские палаццо
XV века: крупный руст, большие арочные окна, пластичный, глубоко выступающий карниз.
Внутренние помещения, пышные и импозантные, имеют отделку в стиле барокко и рококо.
В эти годы продолжает свое развитие и национальный стиль. Этому способствовали
историко-архитектурные исследования, реставрационные работы, которые опираются
сейчас на подлинно научные методы. В последней трети XIX века сосуществуют два
основных направления в архитектуре: «византийский» и собственно «русский». В «византийском»
стиле по-прежнему чаще всего возводятся храмы, характерными чертами которых были
низкие полусферические купола, опирающие на венец арочного пояса, полукупола над
апсидами, могучие арки на фасадах. В арсенал приемов «русского» стиля» входят
планировочные решения и средства выразительности зодчества XVI – XVII веков. К
ним относятся свобода планировки и живописность композиции, многоцветье, тщательно
исполненные декоративные детали. Расширились типологические границы «русского
стиля». Кроме церквей и соборов в этом стиле возводятся музеи и выставочные здания,
вокзалы, городские думы, театры, торговые павильоны, особняки и доходные дома.
Большой популярностью этот стиль пользуется при строительстве выставочных зданий,
демонстрирующих расцвет российской промышленности и торговли. Например, павильоны
Политехнической выставки в Москве (1872), Нижегородской выставки (1889-1890),
русские отделы на всемирных выставках.
В 1890-1900 –е годы на фоне эклектики
начинают формироваться новые течения – модерн и неклассицизм. Модерн проникает
в Россию с Запада. Специалисты выделяют несколько модификаций стиля модерн: ранний
модерн (1895-1905) и поздний модерн (конец 1900-х – 1910-е), который подразделяется
на романтическое и рационалистическое течения. Неоклассицизм формируется в 1900-е
годы.
Язык раннего (интернационального) модерна узнаваем сразу: свободные,
асимметричные планы, создающие живописную, динамичную объемно-пространственную
композицию; самая разнообразная форма проемов в виде эллипсов, многоугольников
с кругленными углами, трапеций; гибкие линии верхнего обреза стены; разнообразные
башни и эркеры, как бы вырастающие из тела здания; характерные изгибающие линии
кронштейнов, наличников, решеток, светильников, которые, наряду с декором, дополняют
иллюзию движения формы. Ранний модерн на фасадах активно использует цвет в виде
поливной керамики, смальты, витражей. Примерами раннего модерна являются гостиница
«Метрополь»( 1898-1903, В.Валькотт), особняк С.Рябушинского в Москве (1900, Ф.Шехтель).
В романтическом модерне прослеживаются признаки историзма мышления (интерес
к прошлому) и антинормативность (личностная свобода). Иными словами, архитектор,
работая с «исторической» формой и сохраняя в целом ее узнаваемость, смело видоизменяет
ее очертания, пропорции, усиливая звучание характерных признаков. Архитектурный
образ формируется на определенных зрительных ассоциациях с зодчеством прошлых
лет. При этом сознательное преувеличение, даже гротеск становились приемами, совершенно
необходимыми для утверждения нового творческого кредо. Архитекторы обращаются
к разным историческим стилям, большой интерес продолжают вызывать традиции национального
зодчества. Например, в здании Ярославского вокзала в Москве (1903-1904, Ф.Шехтель)
узнаваемы планировочные приемы «хоромного строения», шатры и килевидные арки,
но размеры главного шатра и венчающего его гребешка очень преувеличены, гиперболизированы.
В здании Третьяковской галереи (1900-1905, В.Васнецов), свободно сочетаются традиционные
детали с металлостеклянными конструкциями. В многоэтажном доходном доме Перцова
в Москве низко опущенные свесы кровли создают образ, сходный с избой (1905-1907,
С.Малютин, Н.Жуков). Фасад Торгового дома «Мертенс» в Петербурге (1912, М.Лялевич),
выходящий на Невский проспект, тяготеет к неоренессансным мотивам. Однако использование
металлических конструкций в межэтажных перекрытиях, большие площади остекления
фасада, крупный масштабный строй арочных проемов демонстрируют приемы нового стиля
– модерна.
Одним из направлений романтического модерна является так называемый
«северный модерн», который генетически связан с архитектурными традициями скандинавских
стран. Такие постройки встречаются в Петербурге (жилой дом на Стремянной улице,
1910-е годы, А.Бубырь), Выборге, Петрозаводске. Их отличают подчеркнуто естественная
фактура облицовочного камня, у проемов окон и дверей теснятся северные звери и
растения, все это делает архитектурный образ тревожным и суровым.
Для рационалистического
модерна характерны скупость декоративных средств, повторяемость на фасадах однотипных
элементов, прямолинейных и плоскостных. Как известно, к рационалистическому модерну
вел опыт проектирования каркасных зданий с их четко выявленной конструктивной
основой. Рационалистический модерн формируется в московской среде. Одним из типичных
примеров является типография С.Рябушинского «Утро России» (1907, Ф.Шехтель). Узкий
высокий фасад решается лаконично, образ здания строится на графике переплетов
и швов керамической облицовки. Близок к рационалистическому модерну Новый Пассаж
на Литейном проспекте в Петербурге (1912-1913, Н.Васильев), характеризующийся
изысканной сдержанностью. Композиционная выразительность его фасада строится на
ритме мощных пилонов, облицованных гранитом. Пилоны завершаются плоским гладким
аттиком, увенчанным узким зубчатым карнизом. Между пилонами – сплошное остекление,
разделенное по горизонтали плоской балкой междуэтажного перекрытия.
Ведущие
архитекторы неоклассицизма И.Фомин, В.Щуко, И.Жолтовский, А.Таманян и др. вновь
обращаются к архитектурной традиции как к опоре творчества. Свою программу они
строят на идее культурного преемствования, в связи с чем серьезно изучают русскую
архитектуру второй половины XVIII – первой трети XIX века и ее истоки. Яркими
примерами неоклассицизма являются российские павильоны на международных выставках
в Италии – в Турине и Риме (1911, В.Щуко). Главным мотивом туринского павильона
была крупная арка с вписанным в нее колонным портиком. Значительными являются
петербургские постройки И.Фомина – особняк сенатора А.Половцева на Каменном острове,
особняк князя Абамелек-Лазарева на Мойке. Внешний облик этих сооружений и интерьеры
выполнены с тонким чувством стиля, ордера и связанные с ним детали имеют выверенные
пропорции. В неоклассицизме возводятся различные по своим функциям здания: многочисленные
доходные дома, банки, торговые фирмы, больницы, музеи, учебные заведения. Большинство
из них отличает ясная простота и гармония, рациональность планировочных и объемно-пространственных
решений. Подчеркнутым эстетизмом характеризуется отделка интерьеров, для которых
специально создавались росписи, мебель и другие аксессуары.
Монументальные
формы русского классицизма нашли отражение в здании Государственного музея изобразительных
искусств им. А.С.Пушкина в Москве (1898-1912, Р.Клейн), здании Этнографического
музея в Петербурге (1900-1911, В.Свиньин). Тончайшую грань между «ампиром» и «ренессансом»
отличала целый ряд сооружений конца 1900-х – начала 1910-х годов, где все более
сильным становилось влияние палладианства. Эти черты можно наблюдать в особняке
Носовых на Введенской площади в Москве (1907-1908, И.Жолтовский), в доходном доме
К.Маркова на Каменноостровском проспекте в Петербурге (1910-1911, В.Щуко). Ориентация
на классику обусловила использование ордера в здании Киевского вокзала в Москве
(1912-1917, И.Рерберг). Однако высотная башня (она была функционально обусловлена)
делает общую композицию асимметричной. Тем не менее, в рамках неоклассицизма в
архитектуру вернулись канонические композиционные правила: симметрия с четким
выделением оси, иерархичность построения, артикулированность форм.
Контрольные
вопросы.
Назовите причины появления в русской архитектуре эклектики.
Отметьте
характерные черты эклектики разных периодов.
Назовите и проанализируйте
этапы стиля модерн в русской архитектуре.
Отметьте своеобразие неоклассицизма
в отечественной архитектуре начала ХХ века.