Архитектура русского барокко
Стиль барокко в архитектуре России связан с традициями русского зодчества
XVII века и влияниями западноевропейского строительного искусства. Первый
период, связанный с петровскими преобразованиями, хронологически определяется
первой третью XVIII века. Архитектура этого времени стилистически определяется
термином «петровское барокко». Второй период – время расцвета стиля,
период зрелого барокко, приходится на 40-50-е годы. Примерно в середине
60-х годов XVIII века в архитектуре намечается стилистический перелом:
барокко постепенно сменяется классицизмом.
Важные политические события, происходившие в России в начале XVIII
века (победа в Северной войне, начало петровских реформ), сформировали
новые условия и для развития культуры и искусства. Укрепление связей
со странами Западной Европы усилили архитектурно-строительную деятельность.
Строительство новой российской столицы – Петербурга явилось важным этапом
в развитии архитектуры и градостроительства. Спецификой стиля этого
времени является взаимопроникновение русских и зарубежных архитектурных
традиций.
При строительстве Петербурга (основан в 1703) учитывались две важные
задачи: необходимость обороны и строительство флота. Это обусловило
формирование двух основных опорных точек градостроительной композиции
Петербурга: Петропавловской крепости и Адмиралтейства – судостроительной
верфи. Первоначально центр города был задуман на Петербургской (Петроградской)
стороне, а затем перемещен на восточную часть Васильевского острова.
Но уже к началу 30-х годов центром города стал район, лежащий между
Невой и Мойкой. Для сооружений Петербурга начала XVIII века характерна
простота планов и объемно-пространственных форм. Фасады членятся пилястрами
или лопатками, не дающими резких контрастных теней. Здания были двух
и трехэтажные, имели анфиладное расположение помещений. Стилеформирующими
типами зданий становились не дворцовые сооружения, а общественные. Сами
дворцы имели весьма ограниченные размеры. В начале века дома чаще строились
из дерева, чуть позже применяли фахверковые постройки. После того, как
появились кирпичные заводы (примерно с 1710 года), развернулось активное
строительство кирпичных зданий. Снаружи они покрывались штукатуркой,
декор выполнялся из гипса. В окраске внешних стен использовали интенсивные
яркие цвета: охру, красный или голубой. На этом фоне контрастно белым
цветом выделялись лопатки и пилястры, горизонтальные тяги, наличники
окон, швы руста. Ордерные элементы объединяли второй и третий этажи,
первый воспринимался как пьедестал, крыши делались высокими.
Типичным памятником «петровского барокко» является здание Двенадцати
коллегий (1722-1742, Д.Трезини). Каждая из двенадцати частей этого большого
административного учреждения подчеркнута ризалитом с волютообразным
фронтоном и первоначально имела самостоятельную кровлю. Все здания объединены
по первому этажу галереями. Отделка фасадов лаконична и проста: нижний
этаж отделан рустом, а два верхних объединены лопатками и пилястрами.
Самая знаменитая постройка Трезини – Петропавловский собор (1712-1733).
Положенная в основу плана этого храма трехнефная базилика с куполом
над средокрестием свидетельствует об отказе от традиций строительства
православных церквей. Активной вертикальной доминантой храма является
колокольня с высоким золоченным шпилем. Внутри собор рядами столбов
разделен на три нефа, но одинаковая высота центрального и боковых нефов
создает «зальный тип» пространства.
Новым типом сооружения является Кунсткамера (1718-1734, Г.-И. Маттарнови,
Н.Ф.Гербель, Г.Киавери, М.Г.Земцов) – первый русский музей. Центральный
объем завершается башней для астрономических наблюдений, в крыльях здания
расположены большие двусветные залы, где размещались экспонаты естественно-исторической
коллекции и библиотека. Среди дворцовых сооружений, выстроенных в стиле
«петровского барокко» можно отметить Летний дворец Петра (1710-1714,
Д.Трезини, А.Шлютер) и дворец А.Меньшикова на Васильевском острове (1710-1720-е,
Дж.-М.Фонтана, Г.Шедель). Летний дворец Петра представляет собой небольшое
прямоугольное в плане двухэтажное здание с высокой кровлей. Фасады подчеркнуты
простыми наличниками окон с характерными утолщениями – «ушками» по углам,
рельефами в прямоугольных рамах, расположенными между окнами первого
и второго этажей, рустованными углами. Примыкающий к дворцу сад с фонтанами
и скульптурами представляет собой одну из первых в России регулярных
парковых композиций. Резиденция А.Меньшикова на Васильевском острове
представляет собой новый тип усадьбы. Она слагалась из обширного, регулярного
сада, старого деревянного двухэтажного дворца, церкви и нового каменного
дворца. Это последнее здание дошло до нас, хотя и в измененном виде.
Наряду с возведением усадеб в черте города, шло строительство и в
пригородах, в первую очередь вдоль берегов Финского залива: Екатерингоф,
Стрельня, Петергоф, Ораниенбаум. Их парки дополнялись системами искусственных
каналов и бассейнов, каскадов и фонтанов, получивших особо широкий размах
в Петергофе. Архитектор И.Шедель построил дворец Меньшикова в Ораниенбауме.
Естественный рельеф местности, как в Стрельне и Петергофе, подсказал
идею Верхнего и Нижнего сада, дворца на перепаде высот и канала, сообщающегося
с заливом. Ораниенбаумский дворец, раскинувшийся полукругом, завершался
симметричными павильонами, имел центральный двухэтажный корпус, эффектные
марши лестниц. В Петергофе в стиле «петровского барокко» были построены
три малых дворца: Монплезир(1714-1723), Марли(1720-1723) и Эрмитаж(1721-1725)
и Большой дворец, впоследствии несколько перестроенный. В архитектуре
30-х годов, особенно в интерьерах, усиливается декоративное начало.
В то время работали талантливые зодчие М.Земцов, И.Коробов и крупный
градостроитель П.Еропкин.
В 40-50-е годы XVIII века создается много новых сооружений, отличающихся
монументальностью форм, богатым и пышным декором интерьеров и экстерьеров.
В городах, особенно в Петербурге, на фоне невысокой застройки возводятся
величественные дворцы и соборы. В пригородах спланированные ранее парки
обогащаются перестроенными или новыми дворцовыми сооружениями. Стиль
барокко в эти годы достигает своего наивысшего расцвета. Для него характерно
общее стремление к нарядности, пластической выразительности, фасады
значительно обогащаются всевозможными выступами, элементы ордера – пилястры,
полуколонны и колонны, вплотную приставленные к стене, создают богатый
рельеф. Широко используется декоративная скульптура, яркая палитра окраски
зданий, в интерьере – позолоченная деревянная резьба и живопись. Контрастное
выделение декоративных деталей и ордерных элементов на фоне ярко окрашенных
стен не только ведут свое происхождение от западноевропейского барокко,
но и демонстрируют преемственность древнерусских традиций, в частности,
традиций русской архитектуры XVII века. Памятники русского зрелого барокко
отличаются от западного структурной ясностью и простотой плановых решений,
более яркой колористической палитрой и своеобразным эмоциональным жизнеутверждающим
характером архитектуры.
Крупным зодчим середины XVIII века является Франческо-Бартоломео Растрелли.
Работая над Большим дворцом в Петергофе, зодчему необходимо было сохранить
прежний дворец начала XVIII века как центральную часть новой композиции.
Растрелли расширил его пристройками – галереями, ведущими к боковым
павильонам – церкви и «корпусу под гербом». Новые фасады архитектор
деликатно согласует с обликом старого корпуса: стены решает плоскостно,
сдержанно декорирует их скульптурой и орнаментальными композициями.
Однако форма покрытий павильонов, золоченый рельефный орнамент на кровлях
отличает эти постройки от сооружений начала века. Еще более пышными
и нарядными делает Растрелли интерьеры, особенно парадную лестницу и
большой танцевальный зал.
Самыми крупными и характерными для зрелого этапа творчества Растрелли
являются три ансамбля: Екатерининский дворец в Царском селе (г.Пушкин),
Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге.
Основными композиционными звеньями ансамбля в Царском селе являются
огромное пространство регулярного парка с центральной осью, на которую
поочередно были нанизаны большой квадрат зверинца с павильоном Монбижу
в центре, квадрат Нового сада, циркумференции (служебные помещения,
окружающие парадный двор), поперечная горизонталь дворца длиною в 325
м, а далее парк с павильоном Эрмитаж на главной аллее. Однообразию горизонталей
равнинного регулярного парка Растрелли противопоставляет повышенную
пластику и декоративную пышность фасадов Екатерининского дворца (1752-1757),
их яркую расцветку (сочетание интенсивно-голубого, белого и позолоты),
а также замысловатый маршрут, который сбивал бы прямолинейность основной
оси и формировал эффектные виды и ракурсы на дворец. Парадный въезд
Растрелли делает с севера, поэтому гости вынуждены проезжать вдоль всего
фасада дворца к размещенной в южном корпусе парадной лестнице. А далее
посетители следовали к Большому залу в обратном направлении по бесконечной
анфиладе парадных комнат. Двери этих комнат, расположенные по одной
оси, богато декорированы золоченной резьбой. Большой зал, занимающий
всю ширину дворца, буквально тонет в свете, который льется через 44
огромных окна, расположенных в два яруса, а ажурная позолота его декора,
наложенная на встроенные в простенки триста зеркал, полностью дематериализуют
стену. В противовес этому экстерьер предельно пластичен и весом. Сгущающаяся
к центру пластика белых колонн с раскреповками антаблемента над ними,
впадины окон, рустовка, мощные полуфигуры атлантов создавали богатую
игру светотени, дополнявшуюся обильной декоративной лепкой и большим
количеством недошедшей да нас деревянной золоченой скульптуры.
Зимний дворец (1754-1762) Растрелли строил, исходя из его градообразующего
положения в центре новой столицы. Дворец представляет собой большое,
почти квадратное в плане здание с внутренним замкнутым парадным двором,
основные помещения дворца (тронный зал, храм, театр, парадная лестница)
разнесены по углам здания – согласно излюбленному Растрелли принципу
связывания композиции по диагонали. Эти мощные объемы усиливают активную
пластику дворца. Главный южный фасад, обращенный на парадную площадь
города, выделен с помощью центрального ризолита. Крупные, торжественные
формы фасадов, обращенных к Неве и площади, раскрывают характерные композиционные
приемы Растрелли. Группы колонн, приставленные к массивам стен, пилястры,
располагающие между ними, подчеркивают вертикалями осей все углы и грани
объемов здания. Волнообразная пульсация белоснежных, расположенных в
два яруса колонн, подчеркивают барочный характер фасадов.
Ритмически разнообразя фасадные композиции, обогащая их ордерными,
слитыми со стеной элементами, карнизами и тягами, наличниками окон,
скульптурой, Растрелли особое внимание уделял организации внутренних
пространств. Интерьеры этого времени – бесконечные дворцовые анфилады,
большие парадные залы. Золоченая резьба, лепной орнамент, обилие зеркал,
колебание свечей, в них отражающихся, изделия прикладного искусства
(фарфор, стекло, ткани) придавали внутреннему пространству парадность
и пышность. В этих интерьерах можно было наблюдать органичный синтез
черт зрелого барокко и рококо.
В основу плана Смольного монастыря (1748-1764, завершен в 30-х годах
XIX века В.П.Стасовым) был положен традиционный для православия крест.
В середине крестообразного замкнутого двора находится собор. По контуру
двора располагаются жилые корпуса, увенчанные на углах четырьмя домовыми
церквами. Главный въезд должен был оформлен огромной, более 140 м высотой,
башней-колокольней (она не была построена). Игра контрастов начинается
на уровне вертикальных акцентов: купола домовых церквей отмечают выемки
креста, лежащего в плане монастыря, в самом соборе малые купола располагаются
на высоких башенках, развернутых по диагонали относительно основного
объема собора. Черты барокко на фасадах проявляются в эффекте зрительного
колебания плоскости стены, который достигается с помощью мощной пластики
сдвоенных колонн и раскреповок антаблемента, пилястр и венчающих глав
собора.
Во всех работах Растрелли (а сюда можно добавить и Строгановский дворец
в Петербурге, 1752-1754) при всей декоративной пышности отделки и игре
светотени на фасадах, красочности сочетания цветов сохраняется удивительная
ясность основной композиции, что является одной из важных черт русского
барокко.
Контрольные вопросы.
Отметить факторы, повлиявшие на формирование нового стиля в русской
архитектуре. Назвать этапы в развитии архитектуры русского барокко,
отметив характерные черты каждого периода.
Что характерно для градостроительства и архитектуры первой трети XVIII
века?
Какие архитектурные традиции характеризуют своеобразие русской архитектуры
первой половины XVIII века.
Охарактеризовать стиль творчества Б.Ф.Растрелли.