История архитектуры

Ланшафт
Озеленение населенных мест
Роль ландшафтных компонентов в проектировании японского пейзажного сада
Понятие альпийской горки
Эстетическое значение ландшафтного дизайна
Устройство альпийской горки
Уход за альпийской горкой
Использование альпийской горки на пришкольной территории.
Черно-белая ванная комната
Игра цветов в ванной комнате
Изготовление абажура в стиле «хенд мейд»
История архитектуры
Оcновные принципы архитектуры
Основы архитектурной композиции
Конструкции и декоративные элементы зданий
Деревянные здания
Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта
Архитектура Древней Греции
Архитектура. Древнего Рима
Раннехристианская и византийская архитектура
Романская и готическая архитектура
Древнерусская архитектура
Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура западноевропейского барокко
Архитектура западноевропейского классицизма
Архитектура русского барокко
Архитектура русского классицизма
Эклектизм и модерн в архитектуре Запада
Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России
Архитектура Запада ХХ – XXI века
Мемориальный комплекс в Хиросиме
Отечественная архитектура ХХ – XXI века
Алимпийские объекты в Москве
Архитектурный облик города
Архитектура и стиль
Классификация стилей
Стиль ампир
Сталинская архитектура
Архитектурный стиль: романский
Архитектурный стиль: готика
Архитектурный стиль: Возрождение
Позднее Возрождение
Архитекторы наполеоновской Франции
Фасад и интерьер в стиле модерн

Стиль ампир в архитектуре

Архитектурные стили "фахверк" и "шале"
Архитектурный стиль русской усадьбы

Архитектура западноевропейского классицизма

В середине XVIII века во многих европейских странах, особенно в Англии и Франции, отмечается усиление элементов капитализма в экономике, возрастает роль буржуазии, идейной основой которой стала философия просвещения, а в области искусства – формы античного искусства. Архитектура древней Греции и Рима стала предметом пристального изучения, заимствования, подражания. Археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях открыли новые памятники античности, в середине века были изданы «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности» Винкельмана, где впервые была дана оценка античному искусству. Все это способствовало новому интересу к этой эпохе, усилению отрицательного отношения к барокко, формированию нового стиля в искусстве.

Первым этапом эволюции нового стиля был классицизм второй половины XVIII века. Центральной фигурой в области архитектуры Франции был Жак Анж Габриэль. Им была спланирована площадь Согласия в Париже, которая представляет собой новый открытый тип городской площади. Она застроена только с одной, северной стороны, на которую выходят классицистические фасады зданий Военного и Морского ведомств. С боковых сторон площадь ограничена зелеными насаждениями, а с южной – рекой Сеной. Первоначально в центре площади традиционно располагался конный монумент королю - Людовику XV, но позже, в 1836 году, там был установлен обелиск.

Ярким примером классицизма является церковь св.Женевьевы в Париже (арх. Ж.Ж.Суффло, 1756). Позже она была перестроена в Пантеон – место погребения великих людей Франции (тогда были заложены окна, что изменило облик интерьера). Сам храм представляет собой центричную постройку, в плане имеет очертания равноконечного греческого креста, центральным объемом является мощная ротонда с куполом. Наружные стены решены почти без украшений с использованием классического контраста нерасчлененной гладкости стен и расчлененной массы колонного портика. Примером классицизма этого периода также является павильон версальского парка – Малый Трианон (арх. Габриэль, 1762-1768). Почти квадратное в плане здание с гладкими стенами, облицованными мрамором, с монументальными колоннами большого ордера на фасадах, послужило прототипом городских особняков классицизма.

Новый этап в развитии французского классицизма связан с новыми политическими и идеологическими задачами – прославление и возвеличивание Наполеона. Архитектура классицизма начала XIX века характеризуется иногда как стиль империи – ампир. Источником вдохновения для архитекторов было древнеримское зодчество с его масштабностью, величественностью и патетикой. В подражание храму периптеру была построена церковь Мадлен (арх. Б.Виньона, 1842) в конце Королевской улицы, ведущей от площади Согласия. Одновременно сооружаются колонна на Вандомской площади (арх. Ж.Лепер, Ж.Гондуэн, 1806) в подражание колонне Траяна в Риме и Триумфальная арка на площади Звезды (арх. Ж.Ф.Шальгрен, скул.Ф.Рюд, 1806-1836). Таким образом, стиль ампир становится стилем монументальных триумфальных памятников. Стремясь быть максимально близкими к историческим прототипам, архитекторы ампира Ш.Персье и П.Ф.Фонтэн создают арку Победы на площади Карусель (1806). Они участвуют в перестройке Лувра, произвели отделку ряда дворцовых интерьеров.

С периодом позднего классицизма связаны идеальные проекты зданий и городов, которые своей символикой простых геометрических форм без декора предвосхитили эстетические принципы архитектуры ХХ века. Это архитекторы Е.Л.Булле, Ж.Лекен, К.Н.Леду. Последним был спроектирован идеальный город Шо, в нем некоторые постройки приобретали формы простых геометрических тел. Например, Н.Леду спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара. Конечно, многие его идеи оказались новаторскими для своего времени и не были реализованы на практике.

В архитектуре Англии близость к классицизму проявляется в барочном кафедральном соборе св. Павла в Лондоне архитектора К.Рена (1675-1710). Черты классицизма узнаваемы в ясности композиционного решения главного фасада с использованием большого ордера, мощном барабане, удерживающим центральный купол. Барочными являются две западные башни с их повышенно пластичным завершением и общая подчеркнутая монументальность здания. В английской архитектуре XVIII века возрождались классицистические традиции предшествующего столетия (творчество Иниго Джонса), но главным образом популяризируется творчество А.Палладио. В 1723 году К.Кемпбелл построил Мереуорт-касл, в котором чувствуется влияние виллы Ротонда Палладио. Палладианство стало распространенным направлением в архитектуре загородных домов Англии. Архитекторы второго поколения палладианцев: Р.Тэйлор, Д.Пэйн были более раскрепощенными в своем творчестве. В связи с этим, переход к классицизму был вполне естественным. Наиболее активными представителями нового стиля стали братья Адам и У.Чеймберс, построивший Сомерсет-хауз, величественное административное здание Лондона. Самая значительная работа Р.Адама – Сайон-хауз. Он внес поистине революционные изменения в самую концепцию интерьера, введя в него орнаментацию, основанную на античных мотивах, составляющих гармоничное единство с архитектурой.

Черты классицизма наблюдаются во второй половине XVIII века, хотя ее развитие в этот период находится и под влиянием романтизма. Классицизм в чистом виде в английской архитектуре представляет здание Королевского художественного общества Р.Адама и Национальный банк в Лондоне Д.Соуна. Известным архитектором-классицистом был Д.Нэш. Он являлся автором реконструкции Риджент Стрит, Букингемского дворца, группы новых жилых домов в Лондоне на Парк Крещент или Честер Террас. Архитектурно-парковые ансамбли, созданные по проектам Д.Нэша, отличаются композиционной целостностью, изысканностью и строгостью форм, зрелостью культуры организации жилой среды. Классицизм достигает своего расцвета в архитектуре Адамса, Шератона и Чиппендейла. Иногда античные традиции творчески перерабатывались мастерами, например, в здании Национальной галереи (арх. У.Уилкинс, 1838), в Британском музее (1825-1847) и театре Ковент Гарден (1823) архитектора Р.Смерка. Возрастающий отрыв концепций классицизма от современных потребностей открыл в Англии путь романтизму в архитектуре и искусстве.

Центрами классицизма в Германии были Берлин и Мюнхен. Сам классицизм имел двойственный характер. С одной стороны, как и в других странах, он был стилем архитектурных монументов, близким к античным канонам, а с другой, подчиняясь современным запросам, стремился к гармоничному решению связи между функцией и формой здания. К первому направлению относятся Бранденбургские ворота в Берлине (арх. К.Г.Лангханс, 1789). Архитектурное решение этого памятника основано на композиции Пропилей Афинского акрополя. Архитектор Л.Кленце в Мюнхене создал обширную площадь, ограниченную Глиптотекой (музеем античной скульптуры), Пинакотекой (картинной галереей) и Пропилеями (1816-1862).

Второе направление связано с творчеством известного архитектора К.Ф.Шинкеля. Рациональный подход в теории и практике архитектуры, связанный с проблемой связи архитектурной формы и назначения здания, нашел свое воплощение в Национальном театре в Берлине (1797). На основе новых рационалистических принципов были построены здания Новой гаупвахты, Старого музея и Драматического театра в Берлине. Идеи рационализма нашли свое воплощение в организации планов и внутренних пространств, в стилистическом решении фасадов лейтмотивом являются классицистические ордерные элементы: колонные портики и треугольные фронтоны.

Во второй половине XVIII века в Италии по-прежнему сильны традиции барокко. Недалеко от Неаполя, в Казерте в подражание Версалю строится грандиозная королевская резиденция (арх. Ванвителли). Оставаясь барочной по духу, Казерта вместе с тем обнаруживает черты классицизма: на фасадах ярусами расположены огромные колонны совершенных пропорций. В Ступиниджи архитектор Ювара построил дворец, чей план в форме буквы Х был обусловлен его назначением охотничьего замка. Фасад дворца классицистически ясен, но интерьеры поражают сложной композицией и роскошью барочной отделки. В базилике Ла Суперга, построенной Юварой недалеко от Турина, архитектурные формы, особенно центральный портик, приобретают классическую элегантность и строгость. Под влиянием не только античных образцов, но и памятников Ренессанса, а также творчества архитектора позднего Возрождения А.Палладио, формируется классицизм в XIX веке. Его центрами стали Милан и Неаполь. В Милане архитектором Пьермарини был построен оперный театр «Ла Скала». В Неаполе в классическом стиле был перестроен театр Сан Карло и возведен собор Сан Франческо де Паоло. В Риме архитектором Пиранези была создана небольшая церковь Санта Мария дель Приорато, в которой ощущаются некоторые черты архитектуры Кватроченто.

Контрольные вопросы.

Перечислите внешние факторы, повлиявшие на формирование классицизма в западноевропейской архитектуре второй половины XVIII - начале XIX веков.

Назовите традиционные принципы и новаторские приемы в градостроительстве классицизма.

Проанализируйте стилистические особенности классицизма на примере французской, немецкой, английской и итальянской архитектуры.

Отметьте особенности развития классицизма первой трети XIX века.

Ланшафт, архитектура