Архитектура эпохи Возрождения
В начале XV века в Италии возникло новое явление в художественной
культуре – Ренессанс, в более узком смысле слова - возрождение традиций
античного искусства. Архитектура занимала ведущее место в ренессансном
художественном творчестве. Но Возрождения в точном смысле слова быть
не могло, поскольку совсем иными были функциональные требования и типы
зданий, конструкции сооружений. Могло быть только возрождение архитектурно-декоративных
тем и мотивов, ордерной системы и некоторых пластических деталей.
Архитектура Возрождения была не одинаковой во всех районах Италии.
Известно, что Северная Италия и Венеция всегда отличались повышенной
декоративностью форм. Тем не менее, ренессансная архитектура в целом
характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма, ощущение
статичности усиливается за счет горизонтальных этажей, часто выделяющихся
горизонтальными выступами – тягами. Основными геометрическими фигурами
в архитектуре стали квадрат, прямоугольник, круг. Стена вновь приобрела
свое первоначальное тектоническое значение. Традиционными остались такие
строительные материалы как камень и кирпич, но более важным стали строительные
растворы. Они используются не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки,
руста, некоторых архитектурных элементов. Иногда кирпичная конструкция
покрывалась каменной облицовкой, широко использовалась терракота, майолика
и глазурованный кирпич. В оформлении интерьера, помимо настенной живописи,
использовали лепные украшения, вначале белые, позже тонированные и позолоченные.
Одной из важных конструктивных и художественных задач архитектуры
Ренессанса являлось решение сводов и куполов. Здесь использовался опыт
античной и средневековой архитектуры. Часто использовали купол на парусах,
однако новым стало включение в систему высокого барабана, иногда со
световыми окнами. В строительстве использовали самые разнообразные своды:
сомкнутый, «зеркальный», лотковый, традиционный цилиндрический и крестовый.
Важной чертой эпохи Ренессанса являлось изменение отношения к творческой
личности и ее место в обществе. На смену цеховому мастеру эпохи готики
пришел мастер-архитектор, обладавший творческой индивидуальностью, обширными
знаниями. В историю архитектуры вошли имена Брунеллески, Альберти, Браманте,
Микеланджело, Палладио и др.
Новый стиль появился и сформировался в Италии, при этом выделяют три
основных периода.
Период Раннего Возрождения: 1420-1500 гг. Ведущими архитекторами были
Ф.Брунеллески и Альберти, основным центром – Флоренция. Для этого периода
характерно активное использование ордерных элементов, но без строгого
пропорционального построения.
Период Высокого Возрождения: 1500-1540-е годы. Ведущим архитектором
стал Д.Браманте, центр переместился в Рим, где велось строительство
Ватикана, собора святого Петра. Архитектура стала более строгой, порой
величественной, с верно найденными пропорциями.
Период Позднего Возрождения: 1540-1580 гг. Ведущим архитектором был
Микеланджело. Наряду с прежними чертами в этот период появляются новые:
стремление к декоративности, красивости и некоторой усложненности архитектурных
форм, что в дальнейшем получило развитие в архитектуре барокко.
Для архитектуры Ренессанса характерно, что наряду с культовыми, важными
стилеформирующими типами зданий стали гражданские общественные сооружения.
Один из первых примеров – это Воспитательный дом (приют для брошенных
младенцев) во Флоренции, спроектированный Ф.Брунеллески в 1421 году.
Здание имеет горизонтальную композицию, по первому этажу проходит легкая
аркада на колоннах. Этажи разделены плоской тягой – это один из признаков
стиля Возрождения. Активные горизонтальные линии фасада уравновешены
четким ритмом вертикальных осей: каждому пролету арки первого этажа
соответствует небольшое прямоугольное окно второго этажа. Немногочисленные
архитектурные детали подчеркивают строгость и лаконичность здания.
Новый стиль формировался и в дворцовой архитектуре. Городские дворцы
- палаццо вначале имели вид крепостей. Их общим признаком была простота
композиции: прямоугольное в плане здание с открытым внутренним двором,
мощный руст стен, последовательное разделение этажей тягами, четкий,
мерный ритм оконных проемов, выступающий венчающий карниз, плоские,
имеющие небольшой уклон в сторону внутреннего двора, крыши. Примерами
могут быть флорентийские палаццо Питти, Медичи, Строцци. Наряду с этими
суровыми дворцами появляются здания с несколько иной системой обработки
фасадов, которая строится на применении ордеров, например, палаццо Ручеллаи
архитектора Л.-Б. Альберти. На фасадах применено поэтажное распределение
ордера в виде пилястр, рванный руст сменяется гладким.
Одним из масштабных примеров культового зодчества является постройка
купола флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре (его диаметр – 42
м). В основе купольной конструкции, предложенной Ф.Брунеллески – система
двух параллельно идущих оболочек, скрепленных между собой и обеспечивающих
жесткость и устойчивость. Для дальнейшего развития стиля характерны
такие храмовые постройки Ф.Брунеллески как церковь Сан-Лоренцо, Сан-Спирито,
капелла Пацци. Интерьер церкви Сан-Лоренцо, несмотря на базиликальную
форму, ничего общего не имеет с готикой, нет устремленности вверх, формы
и ритмы развиваются по горизонтали, детали связаны с античным влиянием,
пространство рационально спланировано с визуально четкими границами.
Те же строгие и ясные формы имеет капелла Пацци – прямоугольная в плане
с лоджией на фасаде и квадратным в плане алтарем. Лейтмотивом в убранстве
интерьера является ордер в виде пилястр. Пилястры, карниз, тяги, обрамляющие
своды, облицованы серым мрамором и выделяются на белом мраморе стен.
Одной из значительных задач в архитектуре Высокого Возрождение было
проектирование собора святого Петра в Риме, который должен был быть
возведен на месте раннехристианской базилики. Основу предложенной Браманте
композиции храма составлял квадрат с наложенным на него равносторонним
крестом с огромными апсидами на концах. В центре был задуман огромный
купол. Все остальные объемы: полукупола, завершающие апсиды, угловые
башни группировались вокруг него, подчеркивая его композиционную доминанту.
Но этот проект не отвечал техническим возможностям своего времени и
был впоследствии изменен. В 1546 году главным архитектором собора стал
Микеланджело, который упростил структуру плана Браманте, отказался от
угловых башен. Огромный купол вознесся над единым массивом, собор стал
более цельным и монументальным.
Во флорентийской церкви Сан-Лоренцо Микеланджело создал внутреннее
оформление новой сакристии с саркофагами Лоренцо и Джулиано Медичи.
Здесь же оформил помещение библиотеки – Лауренцианы, которая состояла
из вестибюля с лестницей и читального зала. Стены узкого колодцеобразного
помещения вестибюля архитектор разделил на два яруса, в каждом из них
применил ордер в виде парных полуколонн, расположив их в глубокие ниши.
Изгибающиеся марши лестницы, разорванный фронтон над дверью, раскрепованные
антаблементы – новации Микеланджело, демонстрирующие пластичность и
динамизм его стиля. Данные приемы в дальнейшем определят появление стиля
барокко.
В период Позднего Возрождения, кроме Микеланджело, работают такие
архитекторы как Д.Сансовино в Венеции (библиотека на площади Сан Марко),
А.Палладио, Д.Б.Виньола. А.Палладио работал в основном в Виченце. Там
он построил базилику, в двух ярусах аркад была осуществлена комбинация
архитрава и архивольта, что придало стене известную легкость. Значительными
постройками Палладио являются театр Олимпико и вилла Ротонда. Четыре
фасада квадратной в плане виллы Ротонды оформлены колонными портиками
с фронтонами, здание завершается плоским куполом. Все сооружение отличает
удивительная гармоничность пропорций, целостность и ясность форм. В
архитектуре вилл Палладио в разных вариантах развивает одну принципиальную
схему: основной призматический объем с портиком и фронтоном дополняется
по сторонам галереями, завершаемыми небольшими флигелями. Этот тип композиции
в дальнейшем был широко использован архитектурой классицизма.
Д.Б.Виньола создал трактат «Правила пяти ордеров», в котором он изложил
систему построения ордеров. Вплоть до ХХ века он не терял своей практической
значимости. Виньола спроектировал римскую церковь Иль-Джезу (Во имя
Христа) – главную церковь иезуитов. Сооружение закончил его ученик Джакомо
делла Порта, представитель раннего барокко. В плане и объемно-пространственном
решении церкви сочетались два принципа – базиликальный и центрально-купольный.
На фасаде наряду с ренессансными чертами (четкое деление на ярусы по
горизонтали, использование ордерных элементов) появляются пластичные
формы декора барокко (использование во втором ярусе соединительных волют).
Тем не менее, церковь Иль-Джезу явилась завершающим этапом в эволюции
композиции храмов эпохи Возрождения и оказала определяющее влияние на
всю последующую европейскую архитектуру.
Контрольные вопросы.
В чем значение Ренессанса в архитектуре Италии?
Назовите периоды ренессансной архитектуры, отметив характерные черты
каждого этапа.
В каких типах сооружений формируется стиль эпохи Возрождения, назовите
планировочные, объемно-пространственные и художественные особенности
этих построек.
В чем своеобразие синтеза искусств в архитектуре Ренессанса?