Ландшафтная архитектура

Операционное исчисление Ряды и интеграл Фурье

Роль ландшафтных компонентов в проектировании японского пейзажного сада является создание миниатюрной модели гористой местности с водным каскадом, небольшим озером, имеющим островок, с мостиками, оригинально размещенными камнями и декоративными каменными фонарями. Освоение пространства происходит в гармонии трех стихий – камня, воды и растительности. Камни, растения, вода являются главными составляющими, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку. Более того, распределение всех элементов сада (водопадов, камней, растений, мостиков и др.) подчиняется определенным пространственным законам. Так, в частности, линии, соединяющие два элемента, не должны быть параллельными; два элемента не должны быть одного размера, и т.д. [7]

Камни задают структуру японского сада. Искусство их расположения является одним из главных в создании ландшафта, поскольку японцы считают, что высшим творением природы является не человек, а камень. Они тщательно отбираются не только по форме и цвету, но даже должны «подходить друг другу по характеру», поэтому строительство любого сада начинается с поиска соответствующих камней. Правила их местонахождения в саду соответствуют духу дзэнской эстетики, в основе которой лежат аскетизм, символизм и ассиметрия. Единичные камни располагают редко, чаще составляются композиции из трех-пяти штук. [22]

Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать пластические возможности каждого камня и сгруппировать их наиболее выразительно. Он должен найти точное соотношение камней и таким образом организовать пространство сада. Форма главного камня и главной группы определяет и высоту холмов, и величину водоема, и его очертания, и распределение растений в саду. [20]

Теория ландшафтного проектирования в Японии уже к XV в. включала в себя учение о контрастах, учение о 12 типах пейзажей, типологию камней (поскольку камни являлись основой каждой композиции, то теория выделяла 138 их главных типов) и так далее. Поскольку Японские острова не подвергались воздействию оледенения, гладко окатанные ледником валуны увидеть невозможно ни в природных условиях, ни в культурных ландшафтах. Наибольшую популярность среди горных пород имеют андезит, гранит, базальт, различные сланцы. Используются камни самого разного внешнего облика – крупные глыбы, образовавшиеся в результате выветривания горных пород, обломки морских скал, отшлифованная морская и речная галька, гравий. [18]

Большое внимание уделяется подбору растений для сада. В садах сравнительно мало цветов (а в некоторых - совсем их нет), преобладают вечнозеленые деревья и кустарники. При выборе их учитываются изменение окраски листвы осенью, форма ветвей зимой, когда листья опадают, и т. п. Сад должен сохранять красоту и доставлять удовольствие круглый год. Самое любимое растение - сосна, символизирующая долголетие. Из цветущих деревьев предпочтение оказывается сливе, а из кустарников - камелии, азалии и хаги. Дерево красивой формы может стать основой всей композиции сада. При высаживании растений тщательно рассчитывается их соотношение с камнями, с водоемом. У самого дома иногда высаживают растения с широкими листьями, например банан, чтобы «слушать музыку капель» во время дождя.

Если в Китае сады проектировали путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы, то японское садово-парковое искусство основано на воспроизведении ландшафтов в заранее обусловленном масштабе и с определенной степенью условности. Этому способствовали  особенности мировоззрения, общественного уклада, а также и своеобразие природных условий. Несмотря на свое искусственное происхождение, сад должен создавать впечатление естественного продолжения окружающей природы. Главное в нем – это тишина и покой, поэтому основными чувствами здесь становятся погружение в природу и растворение в ней. Наиболее точно сущность красоты японского сада можно отразить двумя основными идеями – миниатюризацией и символизмом, а также его основными качествами – природной достоверностью. Он предназначен для созерцания природы и размышления о ней, и мысль автора здесь заложена как некий иероглиф, который нужно уметь прочитать. [18]

В начале XVIII в., в эпоху упадка абсолютизма. Эмоциональный климат эпохи был создан Жан-Жаком Руссо. Его призыв «Назад, к природе!» определил духовную атмосферу эпохи Просвещения, идеализируя природу и патриархальную жизнь общества. Тяга к знаниям привела к увеличению путешествиями, из которых очень своевременно были привезены сведения об экзотических пейзажах средиземноморских и восточных стран. Но наиболее сильное впечатление на европейцев произвели сады и парки Китая и Японии, отличавшиеся выраженным ландшафтным характером и строившиеся по совершенно иному принципу – как серия сменяющих друг друга видов. Здесь все было по-другому. В парках барокко не было места грусти, они каждым своим уголком призывали к веселью. В противоположность им, китайские сады были призваны пробуждать в человеке при смене пейзажей соответствующую смену чувств: радость, меланхолию, воспоминания и другие. Более того, совпадение в настроении, в движениях человеческой души и природы – вот что являлось здесь главным. Планировка парков исключала прямые линии и симметрию, все дороги трассировались по плавно изгибающимся кривым. Необычным был и центр композиции – как правило, озеро с сильно изрезанной береговой линией, образовывающей череду неожиданно возникающих пейзажей [20]

В начале XVIII в. становится модным восхищаться не только памятниками истории, созданными разумом и руками человека, но и естественными красотами окружающей природы – горными обрывами, величественными водопадами, склоненными ивами над озерной гладью и другими. Внимание к чувствам повлекло за собой появление в европейских парках так называемых «пейзажей настроения». На смену величественным террасам с балюстрадами и лестницами, торжественным геометрическим боскетам с фонтанами приходят естественные формы ландшафтных компонентов: рельеф местности (холмы и долины, скалы и ущелья, группы камней), вода (ручьи, озера, реки, пруды, источники), растительность (свободно растущие группы деревьев и кустарников, поляны и густые массивы, отдельно стоящие деревья).

В Европе первые каменные сады (рокарии) появились в конце XVIII века. Произошло это случайно, поскольку для горных растений, которые не могут прижиться на обыкновенной почве, пришлось создавать горки, каменистые гряды, стенки сухой кладки. Благодаря этому создавались условия, наиболее похожие на те, в которых эти растения жили раньше. Первое достоверное упоминание о коллекции горных растений относится к рокарию в Челси, созданному физиком Гарденом в 1772 году. Только в XIX веке альпинариями всерьез заинтересовались не только любители, но и ученые. Но широкое распространение каменистые сады получили в Европе в конце XIX века. Во многих ботанических садах мира стали появляться собственные, довольно большие коллекции альпийских растений. В частности, в 1891 году был построен альпинарий в Эдинбурге, в 1967 - под Лондоном. Есть альпийские горки в Московском и Киевском ботанических садах. В поисках новых высокогорных растений стали снаряжаться исследовательские экспедиции, появились первые издания об альпинариях. [35]

В самом начале каменистые сады создавались исключительно в целях разведения и изучения альпийских растений, но с XX века рокарии вошли в моду и стали неотъемлемой частью садов ландшафтной планировки. Естественно, что и требования к внешнему виду этих цветников стали более серьезными. Так сформировались основные типы каменистых садов. В классическом виде они нигде не существуют, но их вариации - основа для развития нового интересного стиля в садоводстве.

Ланшафт, архитектура