Дизайн

Ланшафт, архитектура
Ландшафтная архитектура
История и стили в архитектуре
Орнаментальное искусство
Орнаменты древнего мира
Древнегреческое орнаментальное искусство
Орнаменты Классицизма, Ампира, Модерна
Художественные стили
Авангардизм
Модернизм
Романский стиль
Ампир
Рококо
Модерн
Арт-дизайн
Зарождение арт-дизайна в проектировании мебели
Общие черты и этапы развития культуры ХХ века
Изобразительное искусство и архитектура
Важнейшее искусство XX века – кино
Русская усадьба
Максим Горький в семейной родословной
Кандинский
МОНДРИАН, ПИТ
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Суть дизайнерской деятельности
Создание дизайн-концепции
Приемы озеленения территорий
Зонирование сада
Камень для ландшафтного дизайна

Приемы озеленения территорий

Задания

1. Познакомиться с приемами плоскостного проектирования

2. Осуществить зонирование сада

3. Перенести основные графические приемы выполнения чертежей

Существуют основные формы участков, с которыми при­ходится сталкиваться ландшафтному дизайнеру.

1. Участок небольших размеров, палисадник (размер пример­но 6 соток).

2. Земельные участки от 6 до 15 соток. Эти участки имеют, как правило, прямоугольную форму.

3. Земельные участки различной конфигура­ции и различных размеров. Это может быть земельный учас­ток как прямоугольной, так и квадратной формы, а также неправильной формы в виде трапеции, неправильного треу­гольника, четырехугольника, пятиугольника и т.п.

4. Длинные узкие участки, пропорции которых превыша­ют соотношениям ширины к длине более чем 1/3.

5. Трудные для решения участки Г-образной формы.

6. Участки на склонах и гористой местности. Конфигурация участка и размер может быть различной.

Существует несколько основных приемов плос­костного проектирования:

а) симметрия;

б) асимметрия;

в) подчинение принципам диагональности;

г) формы, тяготеющие к кругам;

д) шести -, и восьмиугольные элементы;

е) абстракция;

ж) свободная — пейзажная планировка;

з) минимализм.

Симметрия на примере прямоугольного участка. Устойчивая планировочная симметрия больше всего под­ходит для прямоугольных, квадратных и тяготеющих к пря­моугольнику по форме участкам.

Здесь следует отметить, что, по науке о психологии вос­приятия, человеку свойственно стремление к симметрии в организации среды, в парности элементов, что связано с бинокулярностью зрения.

Планировочная ось начиналась от центра главного здания, который имеет симметричные про­порции. Эта ось визуально и физически делит на две симметричные части главные элементы паркового ансамб­ля: партер, водоемы, цветники, лужайки, газоны и т.п.

Асимметрия. Дословно с греческого это слово переводится как «несоразмерность отдельных частей формы в целом относи­тельно центральной оси или точки».

Психофизиологи утверждают, что человеческий глаз уст­роен так, что всегда стремится к зрительному равновесию. Человеческому глазу необходим устойчивый «объект», от ко­торого начинается точка отсчета «зрительной картины».

Для того чтобы несимметричная композиция зрительно была сбалансирована, необходимо ввести в нее определенное композиционное равновесие. Ассимметричная композиция воспринимается как равновесная в том случае, если зрительный центр, («баланс»), фокусная точка, уравновешивает неравновесные части.

Принцип диагональности. Особенностью таких разработок является то, что все основные линии, ограничивающие планировочные плоскости, или параллельны диагоналям, или перпендикулярны к ним.

Этот достаточно формальный принцип можно применить на небольших площадях ради некоего «оживления» плоско­го рельефа или при реконструкции существующего «уныло­го осевого» решения.

Планировочные формы, тяготеющие к кругам. Термин «тяготеющие к кругам» включает в себя также эл­липсовидные и овальные формы.

Формальную планировочную композицию, составленную из фрагментов круглых форм и самих круглых форм (но не только), можно с успехом применять также и в абстрактных композициях.

В геометрических формах шести- и восьмиугольников. Фигуры правильных шести- и восьмиугольников образу­ются при помощи определенных геометрических построе­ний. Они представляют собой фигуры, вписанные в квадрат, а также вписанные (или описанные) в окружность.

Восьмиугольник по общему абрису более тяготеет к окружности, чем шестиугольник, формы его смягчены. Поэтому чаще при планировании плоскостных форм применяют восьмиугольные, чем шестиугольные, элементы.

Совмещать принципы шести- и восьмиугольности при разработке планировок не следует, а восьмиугольники (от­дельно) и шестиугольники — с прямыми углами — рекомен­дуется.

Абстракция. Подход к планированию участка местности в контексте абстракции — пожалуй, самый сложный и вместе с тем ради­кальный современный метод, владеют которым лишь немно­гие опытные ландшафтные архитекторы. Абстракция почти всегда противоречит классическим нор­мам и приемам при проектировании. Это визуальный «вы­зов» зрителям, это всегда новаторство, несущее идеи новой эстетики, иногда парадоксальной.

«Свободная» пейзажная планировка. Основными отличиями здесь является строгая выверенность визуальных и планировочных принципов. Здесь не встретишь дерево, растущее «где попало», дорожка не ведет в «никуда» или к чему-нибудь неприглядному, цветы не растут «сами по себе», каждый открывающийся вид строго продуман, ан­самбль построек гармоничен, выдержан в определенном сти­ле, водоемы, кажущиеся «дикими», содержатся в идеальном порядке и чистоте, луга подстрижены, дорожки и тропинки не имеют выбоин, луж и т.д. И, тем не менее, находясь на тер­ритории такого участка земли, ощущаешь, что находишься в естественной природе, сливаешься с ней забываешь о ее рукотворности.

«Минималистский сад», сад в стиле «хай-тэк». Буквально выражение «хай-тэк» переводится как высшие технологии. Этот термин воз­ник сравнительно недавно в связи с высокотехнологичными приемами в оформлении жилых пространств, когда в минималистической (с точки зрения оформления пространства) среде качество выполнения доминирует над количественной визуальной насыщенностью различными деталями.

Вот основные требования: плитки мощения, садовая ме­бель должны быть подобраны по качеству и цвету практичес­ки как для современного интерьера. Растительность (дере­вья, кустарники), особенно если она запроектирована парно (симметрично), должна иметь схожий габитус друг с другом. В цветники и клумбы высаживают только высоко­качественный растительный материал. Газоны засевают дорогой «партерной» травой и регулярно стригут. Ограждение сада по периметру желательно выполнять из ма­териалов, которые никак бы не напоминали промышленные «заборы» и были бы увиты плетистыми вьющимися растения­ми, которые не требуют особенной заботы. Такого рода сад требует больших материальных затрат, но эстетическое впе­чатление от него, несомненно, выше всех вышеперечислен­ных планировочных решений.

Изобразительное искусство и архитектура