ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА УСАДЬБЫ ОПЫТ КОМПОЗИЦИОННЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ИСКУССТВЕННЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Ланшафт, архитектура
Ландшафтная архитектура
История и стили в архитектуре
Орнаментальное искусство
Орнаменты древнего мира
Древнегреческое орнаментальное искусство
Орнаменты Классицизма, Ампира, Модерна
Художественные стили
Авангардизм
Модернизм
Романский стиль
Ампир
Рококо
Модерн
Арт-дизайн
Зарождение арт-дизайна в проектировании мебели
Общие черты и этапы развития культуры ХХ века
Изобразительное искусство и архитектура
Важнейшее искусство XX века – кино
Русская усадьба
Максим Горький в семейной родословной
Кандинский
МОНДРИАН, ПИТ
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Суть дизайнерской деятельности
Создание дизайн-концепции
Приемы озеленения территорий
Зонирование сада
Камень для ландшафтного дизайна

(На примере усадеб Смоленщины XVIII–начала XX вв.)

В первой главе «Русская усадьба периода XVIII–нач. XX века в системе  отечественной художественной культуры»:

выявляется региональная специфика усадебной культуры Смоленщины на фоне общих художественно-культурных тенденций времени. Исследуется влияние культурно-эстетического факторов эпохи на создание конкретно-исторической проектной модели усадеб Смоленщины;

исследуются историко-культурные и художественно-эстетические предпосылки создания усадебного комплекса на Смоленщине на фоне исторического опыта формирования усадеб столиц: Москвы и С.-Петербурга;

выявляется роль протодизайна в становлении среды усадьбы. Раскрываются художественно-эстетические принципы образования основных элементов функциональной структуры усадебной среды.

В основе создания современной загородной жилой среды как предметно-пространственной целостности находится стремление в ее естественно-искусственной структуре воссоздать некий идеальный образ жизни человека, отразить его наиболее гармоничные представления о мире. Жилая среда загородного дома исторически являлась транслятором наиболее устойчивых философских, художественно-культурных тенденций, а также поведенческих моделей, свойственных обществу. Наиболее ярким прототипом, объединившим искусственную и естественную составляющие жилой среды, стала дворянская усадьба, в исторических примерах которой отразились Россией накопленные богатейшие традиции.

Исследование принципов и методов гармонизации искусственной и естественной составляющих усадьбы опирается на наиболее разработанные области теории усадебной архитектуры, их представляется возможным задействовать в анализе проблем дизайна усадебной среды. На этапе работы над историческим материалом мы вводим термин «протодизайн», который объединяет в себе объекты декоративного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, а также малые архитектурные формы.

Россия была исконно аграрной страной, культура которой сформировалась под влиянием природосообразного традиционализма, пронизанного христианским мировоззрением. В конце XVII–первой четверти XVIII веков в результате реформ Петра I начался новый этап в развитии Руси, последовавший за коренным переломом традиций. Переориентация ценностей, возникшая как итог внедрения элементов Западной культуры, способствовала становлению светского сословия. Русская аристократия сформировала новое видение  жилой среды. Ею стала дворянская усадьба, в которой воплотились их мечты о создании гармоничных отношений между людьми, искусством и природой.

В ходе исторического развития дворянская усадьба впитывала в себя передовые достижения художественной культуры. Ее обитателями собирались библиотеки, коллекции живописи, скульптуры и декоративного искусства, силами архитекторов и садовников формировались садово-парковые ансамбли, наполненные декоративной пластикой и малыми архитектурными формами. Дворянская усадьба стала своеобразным отражением передовых, образованных личностей хозяев.

Усадьбы Смоленского края являют собой яркий пример формирования региональных особенностей организации среды усадьбы. Стоя на историческом перепутье, Смоленск вобрал и аккумулировал в себе и западные (западно-европейские) и восточные (отечественные, в том числе столичные) художественно-культурные традиции.

Сложению усадебного комплекса на Смоленщине предшествовали исторические и социально-политические предпосылки. Согласно сведениям летописи, Псковская, Смоленская и Полоцкая земли были заселены кривичами – самой крупной этнографической единицей восточного славянства, которая обитала « …на верхъ Волги, и на верхъ Двины, и на верхъ Днепра, их же градъ есть Смоленскъ». Переход смоленских земель от одного государства к другому в период XVI–XVII вв. совершался трижды:

в 1514–1611 гг. – присоединение Смоленска к Московскому государству;

в 1611–1618 гг. – Смоленские земли находились под влиянием Польши;

в 1654 гг. Смоленск вернулся в состав Русского государства и остается там с тех пор и до сегодняшнего времени.

Сложная политическая ситуация и годы войн привели к тому, что Смоленск в первой половине XVIII века, не имея непрерывной строительной традиции, довольно быстро усваивал веяния западных и восточных соседей, так его восточные земли продолжали традиции столицы и Украины, а западные районы – Белоруссии и Польши.

С XII по XIX вв. можно выделить три периода наиболее напряженной творческой деятельности в области архитектурного строительства в Смоленске, в том числе активного освоения заимствованных форм:

XII век;

период с 1654 по 1760 годы;

вторая половина XVIII – XIX века.

Первые два периода представлены в основном памятниками церковного зодчества, здания гражданской архитектуры не сохранились. Третий период оставил нам усадебные комплексы. Всего на территории региона были зарегистрированы двести пятьдесят две усадьбы. Данное исследование осуществлено на базе наиболее сохранившихся и отреставрированных двадцати пяти усадеб Смоленщины.

В исследовании анализ взаимосвязей искусственной (элементов протодизайна и архитектуры) и естественной среды начинается с эпохи барокко (XVI–начала XVIII вв.) – периода зарождения усадебной культуры на Смоленщине. В архитектуру Смоленска стиль европейского барокко, по сравнению с Москвой, стал проникать гораздо раньше, еще в середине XVII века. Западно-польская культура (польско-латинский язык, письменность и книги, костюм) распространялась в регионе через образованный в 1619 г. королевский иезуитский коллегиум, ставший центром польского влияния. В Петровскую эпоху роль Польши угасает, и западные веяния начинают поступать через С.-Петербург и Москву. На становление морфологии и развитие художественно-эстетических приемов в организации усадеб Смоленщины существенное влияние оказывали загородные усадьбы С.-Петербурга (типовые проекты «загородных домов» Д. Трезини Д. и Ж.-Б. Леблона).

Идеальные представления человека о гармонии отражаются в проектной модели жилой среды усадьбы и обуславливают ее пространственно-планировочную структуру, становящуюся проектной основой формирования и функционирования элементов протодизайна. В основе проектной концепции среды усадьбы барокко Смоленского края отражена философско-эстетическая целостность эпохи с присущей ей моделью театрализованного, эстетизированного, рукотворно преображенного пространства. К образцам европеизированной архитектуры, скульптуры и живописи обращаются средовые аллегории, символы и эмблемы, которые служат посредниками в распространении просветительских идей и для утверждения «славы российской». 

Единая планировочная ось симметрии становится композиционной основой, каркасом для дальнейшего развития среды. Доминантой в симметричной планировке усадебной среды является дома, в интерьере – ассамблеи (парадное помещение для вечерних мероприятий). Динамизм становится общей чертой искусства (свободная полифония театральной музыки – фуги И.С. Баха, Г.Ф. Генделя (от итал. fuga – «бег, бегство, быстрое течение»)), что в барочных интерьерах проявляется в перетекании пространства анфилад, симметричном мотиве колоннад фасада, а также в регулярной организации ландшафта аллей, рассчитанных на движение.

Передовые тенденции культуры определяют организацию новых функциональных зон среды и формулируют новые задачи протодизайна. Коллекционирование приводит к созданию в интерьере выставочных галерей, увлечение театральной культурой – к возникновению домашних театров, танцевальных залов, открытых мест для отдыха в парке (боскеты).

В усадебной культуре развитие искусственных и естественных компонентов происходит по спирали, с их попеременным доминированием. Для эпохи барокко характерно преобладание искусственной составляющей. (пример: усадьба «Хмелита» А.С. Грибоедова, Вяземский р-н Смоленской обл., конец XVII – XVIII в.; усадьба Дрюцких-Соколинских, Смоленский р-н., сер. XVII - XIX вв.).

Политическая ситуация в России менялась. Манифест о вольности дворянской 18 ФВ («О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»), изданный Петром III в 1762 году, освободил дворянство от обязательной государственной службы. Позже основные положения указа были подтверждены законодательным актом Екатерины II от 21 апреля 1785 года в известной « Жалованной грамоте дворянству». Наступил период расцвета усадебной культуры. Именно эти документы позволили за короткое время сформироваться провинциальному или, скорее, внестоличному дворянскому обществу.

Проектная модель усадебного ансамбля эпохи классицизма (XVIII в.) отразила новые течения русской философской и эстетической мысли России эпохи Просвещения (труды Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.П. Сумарокова). Логика и строгая упорядоченность пространства усадьбы воплощали идею долга человека перед государством. В «разумном» порядке иерархии архитектурно-планировочной структуры среды частное подчинено общему.

Торговля с Англией, многочисленные путешествия в Китай и Японию привнесли новшества в пространственную организацию усадьбы эпохи Просвещения Смоленского края, ввели моду на английские пейзажные парки, подтвердив свойственную региону восприимчивость к художественно-культурным влияниям западно-европейских образцов. Проектная модель усадебной среды усложняется, соединяя в себе начала осевой симметрии регулярной и спиралевидной структур пейзажной планировки. Новые философские идеалы и представления о «прекрасном» воплотились в двуединстве регулярной (парадный двор «курдонер») и пейзажной организации парка. Обе части парка имели единую ось симметрии. Симметричная П-образная композиция (на ее становление существенное влияние оказала западно-европейская вилла, арх. Д.А. Кваренги) или трехчастная композиция с флигелями, соединенными прямоугольной или дугообразной галереей, часто обогащенной колоннадой, главного усадебного дома становятся доминантой регулярной части планировки усадебного комплекса. Планировочная структура подчинялась новой проектной концепции усадьбы. Это уже не парадная резиденция аристократа, а увеселительный замок и сельский дом. Пейзажная часть парка насыщалась элементами протодизайна в духе сентиментализма: сельскими видами с хижинами, мельницами, пасторальными сценами: овечьими стадами, костюмированными пастушками. (пример: усадьба «Липецы» А.С. Хомякова, Новодугинский р-н, конец XVIII в.).

Изобразительное искусство и архитектура