Изобразительное искусство и архитектура в XX веке

Ланшафт, архитектура
Ландшафтная архитектура
История и стили в архитектуре
Орнаментальное искусство
Орнаменты древнего мира
Древнегреческое орнаментальное искусство
Орнаменты Классицизма, Ампира, Модерна
Художественные стили
Авангардизм
Модернизм
Романский стиль
Ампир
Рококо
Модерн
Арт-дизайн
Зарождение арт-дизайна в проектировании мебели
Общие черты и этапы развития культуры ХХ века
Изобразительное искусство и архитектура
Важнейшее искусство XX века – кино
Русская усадьба
Максим Горький в семейной родословной
Кандинский
МОНДРИАН, ПИТ
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Суть дизайнерской деятельности
Создание дизайн-концепции
Приемы озеленения территорий
Зонирование сада
Камень для ландшафтного дизайна

Со второй половины ХIХ века в искусстве начинается смена парадигм. Этот переломный момент чаще всего связывают с творчеством импрессионистов, заявивших о себе целой серией скандалов на парижских выставках «Салона независимых» в начале шестидесятых годов. Непониманием и враждебностью были встречены работы Эдуарда Мане «Олимпия» и «Завтрак на траве». Скандалы привели даже к появлению полиции и снятию картин. Избранная публика была недовольна отсутствием перспективы, неумением художника пользоваться светотенью, «грубостью» и «примитивностью».

С этого времени аналогичные эпитеты нередко раздавались в адрес многих представителей более поздних течений «модернизма». Современному зрителю такие оценки искусства импрессионистов кажутся нелепыми. Импрессионизм представляется вполне логичным продолжением французского романтизма и традиций натурализма. Импрессионисты усилили реалистическую тенденцию в живописи, через передачу солнечно - воздушной среды натуры. Основоположники импрессионизма: К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, – каждый по своему передали нам непостижимую красоту окружающего мира. Задумчивые пейзажи Моне, сияющие обаянием женские портреты Ренуара, колоритные произведения Мане стали давно классикой изобразительного искусства.

В 80-90-е годы импрессионисты откликнулись на призыв Ж. Сера и приступили к научному изучению света. Ж. Сера открыл технику «пуантилизма», письма точками чистых красок. Эта техника вернула в живопись «открытый» цвет и легла в основу новых поисков.

После импрессионистов изобразительное искусство, раньше, чем другие виды искусства вступает в полосу экспериментов. Художники отбрасывают «литературщину» предшествующей живописи, или подход, когда определяющим в произведении искусства была тема. Эксперименты идут вокруг выработки нового языка изобразительного искусства, основанного на цвете и форме во имя достижения наибольшей выразительности, эмоциональности, адекватности новому тревожному времени.

Постимпрессионисты Сезанн, П. Гоген, Ван Гог, с одной стороны, обвиняли импрессионистов в размывании натуры, с другой широко использовали не только находки, но и направления поисков своих предшественников. Они утяжелили мир, исказив перспективу, сделали его более контрастным, ярким и подвижным. Поль Гоген и Ван Гог первыми обратили внимание на примитивное искусство других народов, привнесли в европейское искусство его праздничность и монументальность.

В основе всех этих новшеств лежало нежелание художников подчиняться сковывавшим их «правилам» и «законам» не только классической живописи, но и цивилизации. Они стремились к свободному стилю, который бы позволил выразить их мироощущение, их недовольство окружающим.

Искусство Сезанна стало одним из тех толчков, из которых во Франции вырос «кубизм», искусство Ван Гога привело к немецкому экспрессионизму. От Гогена дорога шла к различным видам примитивизма и, в первую очередь, к фовизму Анри Матисса.

Ряд выставок Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна, состоявшиеся в 1901-1903 годах, стали настоящим открытием для широкой публики. Особое влияние они произвели на тех молодых художников, которые с 90-х годов XIX века через «декаданс» искали новые пути в живописи. У них не было общей программы, их объединяли стремление к эксперименту и дух «независимости».

Среди течений начала века выделили фовизм, (дикие), который оказал на искусство XX века наиболее сильное влияние, хотя само течение просуществовало всего несколько лет. Лидером фовизма стал Анри Матисс.

Первая выставка фовистов в Салоне Независимых состоялась в 1905 году. Наиболее дальновидные критики сразу отметили яркость цвета и свободную выразительность форм новой живописи. Главными элементами фовизма стали: обширные пространства света, четкость линии, чистый цвет. Фовистов больше интересовали те чувства, которые вызывает предмет, чем предмет сам по себе. Их техника напоминала примитивный китч (смешение стилей и жанров в народном искусстве). Техника искажала формы предмета во имя наибольшей выразительности и чувственности.

В этом же направлении развивалось другое течение начала XX века – экспрессионизм. Если фовизм опирался на достижение постимпериализма то, экспрессионизм вырос из немецкого натурализма. Экспрессионисты отказались от традиционного понимания искусства и обратились к искусству, как части реального мира, не отражение реальности, а создание новой реальности стали их девизом. Художники экспрессионисты обратились к поэтической образности с использованием аллегорий и метафор, реальные формы перестали иметь для них какое-то ни было значение. В эти же решающие для изобразительного искусства XX века годы наряду с фовизмом и экспрессионизмом выросло хорошо известно сегодня течение кубизма. Его родоначальники П. Пикассо и Ж. Брак так же как фовисты выработали совершенно новый язык живописи. Этот новый язык окончательно изменил тот облик живописи, который складывался и развивался на протяжении последних 400 лет. В кубистских полотнах одно и то же лицо могло быть одновременно изображено как в профиль, так и анфас. Один и тот же пейзаж мог быть изображен с нескольких точек зрения. Образа живописи стали ближе к попыткам научного понимания природы и человека, чем простому художественному восприятию. Искусство кубистов это искусство технократической эпохи нового мышления, используя язык техники, кубисты открыли нам новые грани человеческого образа. Нередко кубизм пытаются охарактеризовать через следующие элементы:

Взгляд на предмет с разных точек зрения.

Смешанная перспектива.

Геометрические формы.

Движение свободного цвета через все пространство картины.

Изобразительное искусство и архитектура