АРТ-ДИЗАЙН В ЗАРУБЕЖНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ МЕБЕЛИ XX - НАЧАЛА XXI ВВ

Ланшафт, архитектура
Ландшафтная архитектура
История и стили в архитектуре
Орнаментальное искусство
Орнаменты древнего мира
Древнегреческое орнаментальное искусство
Орнаменты Классицизма, Ампира, Модерна
Художественные стили
Авангардизм
Модернизм
Романский стиль
Ампир
Рококо
Модерн
Арт-дизайн
Зарождение арт-дизайна в проектировании мебели
Общие черты и этапы развития культуры ХХ века
Изобразительное искусство и архитектура
Важнейшее искусство XX века – кино
Русская усадьба
Максим Горький в семейной родословной
Кандинский
МОНДРИАН, ПИТ
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Суть дизайнерской деятельности
Создание дизайн-концепции
Приемы озеленения территорий
Зонирование сада
Камень для ландшафтного дизайна

О сновные художественные направления 1-й пол. XX в. и их влияние на становление арт-дизайна в мебели

Во второй главе рассматривается история зарождения и формирования арт-дизайна в 1-й пол. XX в. Исходя из положения о том, что художественные методы современного искусства оказывают влияние на дизайн мебели, в главе анализируются методы авангардного искусства 1-й пол. XX в. и прослеживается их отражение в практике проектирования мебели этого периода.

Зарождение арт-дизайна в проектировании мебели нач. XX в.

Есть основания утверждать, что возникновение концепции дизайна как полноценной художественной деятельности и даже как отдельного вида искусства, которая будет разрабатываться практиками и теоретиками арт-дизайна 2-й пол. XX в., хронологически совпадает с возникновением дизайна как такового, а последнее, в свою очередь, связано с промышленным подъемом в Англии и образованием там во 2-й пол. ХIХ в. «Движения искусств и ремесел». Тогда же закладываются и некоторые из определяющих особенностей арт-дизайна - свойственные стилю «Движения искусств и ремесел» высокохудожественная индивидуальность, рукотворность, неповторимость и элитарность.

В наследовавшем стилю «Движения искусств и ремесел» модерне произошло дальнейшее развитие идеи дизайна как искусства. В модерне сугубо утилитарное было увидено как эстетически значимое. Именно модерн освоил и впустил в сознание европейцев идею отказа от иерархии видов и жанров искусства - а это уже открывало путь к тому, чтобы видеть в бытовом проектировании полноценную художественную деятельность.

Одним из последующих оплотов традиций «Движения искусств и ремесел» стал Баухауз. Вклад Баухауза в развитие теории и практики арт-дизайна заключается в том, что эта школа первой воплотила идею слияния искусства с массовым производством, здесь готовили художников для работы в промышленности. Баухауз внедрил практику междисциплинарного образования, тем самым упрочив междисциплинарные связи дизайна и, прежде всего, его взаимосвязь с искусством. Показателен пример одного из членов Баухауза – художника Й. Альберса – преемника М. Брейера на посту руководителя мебельной мастерской, который активно работал как дизайнер и проектировал мебель, в которой воплощал принципы геометрической абстракции, разрабатываемые им в живописи.

Параллельно с Баухаузом в Голландии возникло и набирало силу собственное реформаторское направление, один из наиболее влиятельных источников арт-дизайна - «Де Стейл» (De Stijl). Разработанная художниками «Де Стейла» концепция неопластицизма получила свое второе рождение в мебельной индустрии. Первая попытка перенести принципы неопластицизма в трехмерное пространство - творчество члена «Де Стейл», столяра-краснодеревщика Г. Ритвельда. Трехмерным манифестом неопластицистов, своего рода абстрактной скульптурой и одновременно функциональным предметом мебели, а также первым образцом арт-дизайна стал его «Красно-синий стул» (Rot-Blau Stuhl, 1917). Другой определяющий для истории становления арт-дизайна объект Ритвельда - стул-скульптура, или «композиция «на тему мебели», «Зиг-Заг» (Zig Zag, 1932-1934). Ритвельд мечтал о том, чтобы стулья «Де Стейл» стали чистыми абстракциями, настоящими артефактами будущих интерьеров. Так и случилось: его мебель оказала влияние на дизайнеров и художников 2-й пол. XX в., работавших в области арт-дизайна (Д. Джадд, С. Бартон и ряд др.), и продолжает вдохновлять современных мастеров этого направления (М. Баас, М. Минале и др.).

Влияние методов авангардного искусства на дизайн мебели  

Авангард резко отрицал традиции и пытался нащупать то еще неуловимо новое, что нес миру наступивший XX в. Эти процессы происходили во всех областях и жанрах искусства и предметного мира, в том числе и мебельного искусства тех лет. Авангардные мебельные проекты первых лет XX в. - проекты инновационные для своего времени, резко порывавшие с традицией мебельного искусства и мастерства, сосредоточенные на поиске новых форм и решении новых задач, на определении новых путей развития. Это были проекты, связанные со временем и тенденциями в искусстве, архитектуре, новыми технологическими возможностями, обусловленные новым социальным заказом общества.

Почти одновременно с мебельными экспериментами Ритвельда в Чехии появляется свой круг художников и архитекторов, которых можно рассматривать в качестве предшественников практиков арт-дизайна 2-й пол. XX в. Мастера чешского кубизма, проектировавшие мебель, - архитекторы П. Янак, Й. Гочар, О. Новотный и др. - заимствовали принципы формообразования в живописи и скульптуре кубизма: использование подчеркнуто геометризованных, фрагментированных и деконструктивных форм, часто с созданием драматичного пластического эффекта, стремление «раздробить» объекты на стереометрические примитивы. В иных образцах мебели богемских кубистов чрезмерно тонкие структуры ставят под сомнение их стабильность и практичность. В фокусе эстетической концепции чешских кубистов была форма, тогда как функции придавалось второстепенное значение, она рассматривалась ими не с точки зрения эргономики, но с позиции психологии.

Как уже было показано на примере неопластицизма и чешского кубизма, новые экспериментальные формы визуальных искусств - живописи и скульптуры - которые возникли и развивались в нач. XX в., нашли свое отражение и в проектировании мебели. Дизайном мебели занимались также художники итальянского футуризма.

Движение футуризма - в унисон с его фундаментальной задачей осуществить культурное обновление всех областей жизни и искусства - охватило и дизайн мебели. Проектирование мебели имело большое практическое значение для художественной реализации футуристов. Наибольший интерес для осмысления истории становления арт-дизайна представляет мебель ранних футуристов (Д. Балла, Ф. Деперо, Э. Прамполини и ряда др.), которая сохраняла все признаки уникальных произведений искусства, поскольку художники не заботились об ее промышленном, серийном производстве. Компоненты мебели проектировались вручную, с использованием традиционных ремесленных техник. Эта мебель наиболее близка по формообразованию к художественной концепции футуристов, здесь используются те же принципы, что и в изобразительном искусстве футуризма: пластический динамизм, наложение планов (плоскостей), смешение форм и цветов.

Следующим важным предшественником арт-дизайна стал дадаизм и его лидер М. Дюшан. В рамках дадаизма рядовая бытовая вещь, пускай в насмешку, пускай в жанре прямого эпатажа, впервые была введена в арсенал художественных средств. Первым знаковым событием, своего рода прологом к постмодернизму, в целом, и арт-дизайну, с характерной для него статусностью вещи как объекта дизайна, в частности, стали реди-мейды Дюшана. Впрочем, реди-мейд - это еще не арт-дизайн. Как объект он примыкает к блоку прикладных искусств, но расходится с ним в функциональном отношении. Реди-мейд не служит ни функциональным, ни декоративным целям искусства, в то время как дизайн имеет бытовое, жизненно-потребительское значение и - главное - имеет выход в художественное завершение; реди-мейд же этим не озабочен. 

Последней ступенью в становлении арт-дизайна стало популярное течение в декоративном искусстве 1920-30-х гг. - Ар Деко, синтезировавшее множество различных стилей и течений начала XX в., включая конструктивизм, кубизм, Баухауз, модерн и футуризм. Стиль Ар Деко затронул различные сферы искусства, включая дизайн мебели. Ар Деко унаследовал главный принцип эстетики модерна - «искусство ради искусства», который применительно к нему можно было бы трактовать как «декор ради декора». Выразительницей стиля Ар Деко в прикладных искусствах стала С. Делоне (которая, кстати, первой употребила термин «дизайн-арт» в 1920-х гг.), а в дизайне мебели – Ж.-Э. Рульманн, П. Легран и Э. Грей.

Изобразительное искусство и архитектура