О сновные художественные направления 1-й пол. XX в. и их влияние на становление арт-дизайна в мебели
Во второй главе рассматривается история зарождения
и формирования арт-дизайна в 1-й пол. XX в. Исходя из положения о том, что художественные
методы современного искусства оказывают влияние на дизайн мебели,
в главе анализируются методы авангардного искусства 1-й пол.
XX в. и прослеживается их отражение в практике проектирования мебели
этого периода.
Зарождение арт-дизайна в проектировании мебели нач. XX
в.
Есть основания утверждать, что возникновение концепции
дизайна как полноценной художественной деятельности и даже как отдельного
вида искусства, которая будет разрабатываться практиками и теоретиками
арт-дизайна 2-й пол. XX в., хронологически совпадает с возникновением дизайна
как такового, а последнее, в свою очередь, связано с промышленным
подъемом в Англии и образованием там во 2-й пол. ХIХ в. «Движения
искусств и ремесел». Тогда же закладываются и некоторые из определяющих
особенностей арт-дизайна - свойственные стилю «Движения искусств
и ремесел» высокохудожественная индивидуальность, рукотворность,
неповторимость и элитарность.
В наследовавшем стилю «Движения искусств и ремесел» модерне
произошло дальнейшее развитие идеи дизайна как искусства. В модерне
сугубо утилитарное было увидено как эстетически значимое. Именно
модерн освоил и впустил в сознание европейцев идею отказа от иерархии
видов и жанров искусства - а это уже открывало путь к тому, чтобы
видеть в бытовом проектировании полноценную художественную деятельность.
Одним из последующих оплотов традиций «Движения искусств
и ремесел» стал Баухауз. Вклад Баухауза в развитие теории и практики
арт-дизайна заключается в том, что эта школа первой воплотила идею
слияния искусства с массовым производством, здесь готовили художников
для работы в промышленности. Баухауз внедрил практику междисциплинарного
образования, тем самым упрочив междисциплинарные связи дизайна и,
прежде всего, его взаимосвязь с искусством. Показателен пример одного
из членов Баухауза – художника Й. Альберса – преемника М. Брейера
на посту руководителя мебельной мастерской, который активно работал
как дизайнер и проектировал мебель, в которой воплощал принципы
геометрической абстракции, разрабатываемые им в живописи.
Параллельно с Баухаузом
в Голландии возникло и набирало силу собственное реформаторское
направление, один из наиболее влиятельных источников арт-дизайна
- «Де Стейл» (De Stijl).
Разработанная художниками «Де Стейла» концепция неопластицизма получила
свое второе рождение в мебельной индустрии. Первая попытка перенести
принципы неопластицизма в трехмерное пространство - творчество члена
«Де Стейл», столяра-краснодеревщика Г. Ритвельда. Трехмерным манифестом
неопластицистов, своего рода абстрактной скульптурой и одновременно
функциональным предметом мебели, а также первым образцом арт-дизайна
стал его «Красно-синий стул» (Rot-Blau Stuhl, 1917). Другой определяющий
для истории становления арт-дизайна объект Ритвельда - стул-скульптура, или «композиция «на тему мебели»,
«Зиг-Заг» (Zig Zag, 1932-1934).
Ритвельд мечтал о том, чтобы стулья «Де Стейл» стали
чистыми абстракциями, настоящими артефактами будущих интерьеров.
Так и случилось: его мебель оказала влияние на дизайнеров и художников
2-й пол. XX в., работавших в области арт-дизайна (Д. Джадд, С.
Бартон и ряд др.), и продолжает вдохновлять современных мастеров
этого направления (М. Баас, М. Минале и др.).
Влияние методов авангардного искусства на дизайн мебели
Авангард резко отрицал традиции и пытался нащупать то еще
неуловимо новое, что нес миру наступивший XX в. Эти процессы происходили во всех областях и жанрах
искусства и предметного мира, в том числе и мебельного искусства
тех лет. Авангардные мебельные проекты первых лет XX в. - проекты инновационные для своего времени, резко порывавшие с традицией
мебельного искусства и мастерства, сосредоточенные на поиске новых
форм и решении новых задач, на определении новых путей развития.
Это были проекты, связанные со временем и тенденциями в искусстве,
архитектуре, новыми технологическими возможностями, обусловленные
новым социальным заказом общества.
Почти одновременно с мебельными экспериментами Ритвельда
в Чехии появляется свой круг художников и архитекторов, которых
можно рассматривать в качестве предшественников практиков арт-дизайна
2-й пол. XX в. Мастера чешского кубизма, проектировавшие мебель, - архитекторы П. Янак,
Й. Гочар, О. Новотный и др. - заимствовали принципы формообразования
в живописи и скульптуре кубизма: использование подчеркнуто геометризованных,
фрагментированных и деконструктивных форм, часто с созданием драматичного
пластического эффекта, стремление «раздробить» объекты на стереометрические
примитивы. В иных образцах мебели богемских кубистов чрезмерно тонкие
структуры ставят под сомнение их стабильность и практичность. В
фокусе эстетической концепции чешских кубистов была форма, тогда
как функции придавалось второстепенное значение, она рассматривалась
ими не с точки зрения эргономики, но с позиции психологии.
Как уже было показано на примере неопластицизма и чешского
кубизма, новые экспериментальные формы визуальных искусств - живописи
и скульптуры - которые возникли и развивались в нач. XX в., нашли свое отражение и в проектировании мебели. Дизайном мебели занимались
также художники итальянского футуризма.
Движение футуризма - в унисон с его фундаментальной задачей
осуществить культурное обновление всех областей жизни и искусства
- охватило и дизайн мебели. Проектирование мебели имело большое
практическое значение для художественной реализации футуристов.
Наибольший интерес для осмысления истории становления арт-дизайна
представляет мебель ранних футуристов (Д. Балла, Ф. Деперо, Э. Прамполини
и ряда др.), которая сохраняла все признаки уникальных произведений
искусства, поскольку художники не заботились об ее промышленном,
серийном производстве. Компоненты мебели проектировались вручную,
с использованием традиционных ремесленных техник. Эта мебель наиболее
близка по формообразованию к художественной концепции футуристов,
здесь используются те же принципы, что и в изобразительном искусстве
футуризма: пластический динамизм, наложение планов (плоскостей),
смешение форм и цветов.
Следующим важным предшественником арт-дизайна стал дадаизм
и его лидер М. Дюшан. В рамках дадаизма рядовая бытовая вещь, пускай
в насмешку, пускай в жанре прямого эпатажа, впервые была введена
в арсенал художественных средств. Первым знаковым событием, своего
рода прологом к постмодернизму, в целом, и арт-дизайну, с характерной
для него статусностью вещи как объекта дизайна, в частности, стали
реди-мейды Дюшана. Впрочем, реди-мейд - это еще не арт-дизайн. Как
объект он примыкает к блоку прикладных искусств, но расходится с
ним в функциональном отношении. Реди-мейд не служит ни функциональным,
ни декоративным целям искусства, в то время как дизайн имеет бытовое,
жизненно-потребительское значение и - главное - имеет выход в художественное
завершение; реди-мейд же этим не озабочен.
Последней ступенью в становлении арт-дизайна стало популярное
течение в декоративном искусстве 1920-30-х гг. - Ар Деко, синтезировавшее
множество различных стилей и течений начала XX в., включая конструктивизм,
кубизм, Баухауз, модерн и футуризм. Стиль Ар Деко затронул различные
сферы искусства, включая дизайн мебели. Ар Деко унаследовал главный
принцип эстетики модерна - «искусство ради искусства», который применительно
к нему можно было бы трактовать как «декор ради декора». Выразительницей
стиля Ар Деко в прикладных искусствах стала С. Делоне (которая,
кстати, первой употребила термин «дизайн-арт» в 1920-х гг.), а в
дизайне мебели – Ж.-Э. Рульманн, П. Легран и Э. Грей.